Реальный курс безналичных сделок в пятницу 3 октября был на уровне 14–14,5 грн. Валюта, которая испарилась из касс банков вследствие принятых НБУ ограничений, на межбанковском рынке также не появлялась. «Сделки осуществляются редко и в малых объемах», – рассказали в казначействе одного из крупнейших банков.
Причина валютного коллапса – курс по принуждению. НБУ ежедневно в системе, где банки торгуют валютой, публикует максимальное значение, по которому могут быть осуществлены сделки. «Если банк продает дороже, ему грозят штрафы, отключение от торгов и даже лишение валютной лицензии», – объясняют банкиры.
По данным НБУ, с 22 сентября по 3 октября межбанковский рынок наторговал на 3,7 млрд. долл. Однако 335 млн. долл. – это продажа самим НБУ в рамках двух валютных аукционов, а еще около 1,7 млрд. долл. – продажа валюты для капитализации Нафтогаза. Что имеем: друг другу банки за две недели продали чуть более 1,66 млрд. долл. В августе за такой же период сумма сделок достигла 2,3 млрд. В 2013 году дневной объем продажи на межбанке в среднем составлял 500–900 млн. долл., сейчас – 230–400 млн. Где валюта? Она ожидает лучших времен – срок возврата экспортной выручки (90 дней) играет экспортерам на руку, позволяя оттягивать момент продажи и зарабатывать курсовые разницы. А импортеры? Они неделями ожидают своей очереди на приобретение иностранной валюты.