Могу с уверенностью сказать, что главные просчеты начинающего предпринимателя заключаются в самых простых вещах. Первая ошибка – невнимание к выбору команды. А ведь это те люди, с которыми предприниматель проводит большую часть своего времени, переживает радость и горе, взлеты и падения. Это те, кто поддерживают и сопереживают всегда и во всем. И атмосфера в команде может влиять как позитивно, заряжая энергией на волне взлета, так и полным безверием в моменты поражений. Среди стартаперов даже ходит шутка, что найти хорошего партнера по бизнесу сродни тому, что найти свою вторую половинку в жизни. Ведь из-за непонимания рушатся перспективные проекты. Например, так произошло с моим стартапом motify.me (так называемые «онлайн доски желаний»), который пришлось заморозить по причине противоречий в нашей команде.
Вторая ошибка – чрезмерное привлечение инвестиций. Это одна из самых распространенных ошибок, с которой сталкиваются европейские и американские инвесторы при общении с молодыми предпринимателями из Украины и России. Преждевременное размытие долей основателей ставит крест на будущем компании, так как ни один здравомыслящий инвестор не будет готов вкладывать деньги в компанию, которая уже не принадлежит ее создателям. В дополнение к этому, инвестор всегда становится частью команды. Он может помогать, но и мешать, так как у него всегда есть свои ожидания и точка зрения. Следовательно, нужно тщательно взвешивать все за и против, прежде чем допустить нового человека к участию в проекте.
Третья ошибка – это метание из стороны в сторону. Когда бизнес только начинается, очень сложно сказать, в какой момент он «выстрелит» и что для этого необходимо сделать. Только время и промежуточные результаты покажут, в правильную ли сторону ты движешься. И очень плохо, когда есть план «А», но кто-то убеждает, что план «В» лучше. В итоге бросив первое, ты бежишь за вторым, но по факту остаешься ни с чем. Именно поэтому необходимо доводить начатое дело до логического завершения. Следовать конкретному плану и оценивать промежуточные результаты. Пусть даже он не принесет удачи. Отсутствие фокуса часто приводит к тому, что время и ресурсы закончились, а предприниматель так и не знает, какой план был верным.
Вообще же лучше учиться на ошибках других предпринимателей, определить существующую проблему и попытаться найти то решение, «ценность», за которую люди готовы платить. И развивать свою идею, опираясь на сильную команду, заранее составленный план действий и органический рост, а не за счет чужих инвестиций.