Владимир Котенко - о налоговой реформе

Владимир Котенко - о налоговой реформе

Следующий, 2015 год вряд ли станет годом налоговой реформы. Безусловно, хотелось бы ошибаться, но это будет год судорожного поиска дополнительных налоговых поступлений. Поступлений для финансирования раздутых бюджетных расходов.

Коалиционное соглашение содержит ряд пунктов, посвященных налогам. Некоторые из них предполагают вполне выполнимые меры. Однако соглашение – не законопроект. В то же время продолжается «циркуляция» проекта закона № 5079. Он и будет документом, содержащим предложения по изменению налогового законодательства. Поскольку системная альтернатива тому, что изложено в упомянутом законопроекте, отсутствует.

Физические лица, похоже, по-прежнему рассматриваются властями как самый стабильный источник налоговых поступлений. Поэтому те, кто получает большие зарплаты, и заплатят больше в казну. Предлагается ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц – 15, 17, 20 и 25% с пороговыми размерами доходов для применения ставок 10, 34 и 68 минимальных зарплат в месяц. Прогрессивная шкала также ожидает получателей пассивных доходов. Кроме дивидендов: их получатели будут платить 5%.

Косвенные методы определения налоговых обязательств для физлиц, контроль расходов, «нулевое» декларирование активов и налоговая амнистия по-прежнему на повестке дня. Хотя эти инициативы – просто кандидаты на бурное обсуждение. А жаль: если бы эти предложения прошли стадию обсуждения и доработки раньше, даже летом 2014 года, они стали бы сильным инструментом отслеживания и налогообложения «неучтенных» доходов.

Магистральное направление изменений в налогообложение прибыли предприятий остается тем же: большая «увязка» расчета налогового обязательства с финансовым учетом и сокращение количества налоговых разниц. Предлагается изменение подхода к расчету авансовых платежей налога на прибыль – 1/12 прогнозируемой суммы налога на текущий год (но с уплатой пени за «не угаданную» сумму налога). При распределении дивидендов авансовые платежи начислять можно будет не на всю сумму. Впрочем, ничего революционного среди этих предложений нет. Поэтому и нет оснований надеяться ни на ощутимое уменьшение конфликтов по поводу этого налога, ни на существенный рост поступлений в казну.

Снижение ЕСВ (единый соцвзнос) обещано и в коалиционном соглашении, и в законопроекте № 5080 предыдущего правительства. Этот шаг декларируется чуть ли не как основная мера, которая выведет зарплаты из тени. Но, похоже, тем, кто принимает решения, чутье подсказывает, что они слишком оптимистично оценивают перспективы. Поэтому ЕСВ в 2015 году, скорее всего, существенно не уменьшат.

Электронное администрирование НДС или так называемые НДС-счета имеют все шансы «не ожить» в 2015 году, если парламент выполнит обещание из коалиционного соглашения и отменит соответствующие нормы закона № 1621. Правила электронного администрирования, безусловно, требуют изменений. Однако отказываться от них, при условии их существенной либерализации, – ошибка. Поэтому дальнейшая судьба НДС-счетов, скорее всего, решится уже в начале года.

Тем не менее, «электронизации всей страны» ожидать не стоит. Более широкое внедрение кассовых аппаратов (после легко прогнозируемого массового сопротивления) – вот максимум, чего стоит ожидать. Но качество налогового обслуживания будет стабильно повышаться. На это есть спрос, это удобно и бизнесу, и контролерам. Дело за «малым»: сервера, сети, программное обеспечение, а также реформа фискальной службы. Меньше людей, больше компьютеров, выше зарплаты и ответственность.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK