МВФ, похоже, своего добился: Нацбанк с 5 февраля отказался от индикативного курса, который не соответствовал реальному, и перешел к квазирыночным механизмам курсообразования. После чего 6 февраля на сайте НБУ разместил официальный курс: уже не мифические 16,72 грн./долл. (4 февраля) или 17,99 грн./долл. (5 февраля), а что ни есть настоящий – 23,13 грн./долл. «Мы выступаем за прозрачную политику курсообразования и переход к рыночным механизмам курсообразования. Также мы хотим, чтобы на рынке был единый и эффективный курс», –отметила глава НБУ Валерия Гонтарева. Правда, Нацбанк не отказывается от административных рычагов – он фильтрует контракты на покупку валюты от импортеров.
5 февраля глава НБУ говорила журналистам, что не рассматривают курс на уровне 25 грн./долл. А уже на следующий день на межбанковском рынке доллар продавали по 25–26 грн./долл. «Появилось больше банков, покупающих валюту, на межбанке в течение дня курс превышал отметку в 26 грн./долл. В ближайшие дни ожидаем, что рынок будет тестировать максимальные уровни в поисках реального равновесного курса. Думаю, 25 – это уже очень близко к такому курсу», – рассказали в казначействе крупного банка.
Увы, несмотря на столь выгодный для экспортеров курсовой скачок, больше валюты на рынке не появилось. «Экспортной выручки пока нет», – констатировали в банках. Хорошая новость – в банках снова появится наличная иностранная валюта, и любой желающий сможет приобрести ее в кассе (естественно, на сумму эквивалента 3 тыс. грн.).
Интересно, что после установления банками рыночного курса на «черном» рынке появились предложения доллара по курсу 23–24 грн., то есть по более выгодной цене, чем в банках. Это может означать возможную перспективу отката банковского курса с нынешних 25 грн./ долл. до 22–23 грн./долл., а то и дальше.
Укрепление гривны необходимо, в частности, для погашения внешних долгов и расчетов за газ НАК «Нафтогаз Украины» (компании требуется ежемесячно оплачивать за газ по 500 млн. долл. – для этого НБУ проводит прямые продажи газовому монополисту). В первом квартале потребности в валюте по платежам правительства и НБУ составляют более 1 млрд. долл.
Между тем, валютные резервы стремительно сокращаются, и на начало февраля они снизились до 6,42 млрд. долл. Причина все та же – выплаты по внешним долгам в иностранной валюте. Пополнить резервы НБУ сможет только с помощью новых поступлений от МВФ и других кредиторов. Однако пока неясно, как скоро Украина получит первый транш. По словам Валерии Гонтаревой, Украина согласовала с МВФ условия предоставления программы расширенного финансирования EFF. Значит, до начала марта совет директоров МВФ вынесет решение и о сумме, и о длительности программы.
Если НБУ к началу марта получит в руки крепкую дубину в виде пополненных резервов и не перестанет держать учетную ставку на уровне введенных с 6 февраля 19% годовых, курс развернется. И после пары недель даже вялого укрепления гривны экспортеры побегут продавать «прикопанную» валютную выручку уже вполне добровольно. В общем, шансы на «25 – не в этом году» довольно ощутимы.