Когда Валерия Гонтарева говорила о гибком курсе, она не шутила, речь, действительно, идет о том, чтобы гривна плавала без привязки к какому-либо коридору. Вот в преддверии выборов гривна и поплыла – чем ближе к заветной дате, тем ниже падала национальная валюта. После голосования девальвация остановилась. В итоге за 10 дней, с 20 по 30 октября, гривна просела на 4,2%. 30 октября доллары в кассах банков предлагали по 24 грн., евро – по 27 грн. В чем тут дело? По мнению председателя правления Коммерческого Индустриального Банка Вадима Березовика, какая-то часть накопленного спроса со стороны импортеров попала на рынок и всколыхнула котировки. «К тому же, НБУ в стремлении пополнить валютные резервы постоянно присутствует на рынке как весомый покупатель. Какие-то тайные политические обоснования изменения курса накануне выборов не рассматриваются», – уверен банкир.
Увы, но пока ожидать отката курса к сентябрьским значениям не приходится – как и прежде, Нацбанк и Нафтогаз выкупают все, до чего могут дотянуться. Импортеров в заявках ограничивают. Да, экспортеры начали заводить выручку под продажу по выгодному им курсу, и так, что объемы продаж колебались от 400 до 700 млн. долл. Но все выкупается под корень, НБУ обещает уже не 18 млрд. долл. в резервах на конец года, а 15. И не факт, что выполнит даже это обещание – уж очень много приходится тратить на импортный газ. «Нет предпосылок для прекращения колебаний курса. В скором времени колебания будут происходить в пределах 150–200 базисных пунктов (1,5–2 грн. – Ред.), что приведет к курсу 25 грн./долл. в конце 2015 года», – считает Егор Перелыгин, начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank.
Кроме самого межбанка, на курс давит и ситуация с долгами Украины. Особенно тот факт, что РФ категорически против реструктуризации «облигаций Януковича» (3 млрд. долл. к погашению в декабре-2015). РФ шантажирует Украину, рассчитывая, что непогашение грозит Киеву сложностями с дальнейшим получением траншей МВФ. Однако в самом МВФ всерьез раздумывают над тем, чтобы изменить правила игры – официальный представитель МВФ Джерри Райс сообщил, что МВФ допускает пересмотр политики кредитования, которая в настоящее время исключает возможность предоставления финансирования стране – члену фонда, имеющей задолженность перед официальным кредитором. Воодушевленная демаршем чиновника МВФ, Валерия Гонтарева объявила, что очередная миссия фонда ожидается в Украину в начале ноября. Вот только это, увы, вряд ли: дата старта очередной миссии зависит от того, когда Минфин Украины подтвердит, что уже сверстал проект бюджета-2016. Так что теперь вопрос получения 1,7 млрд. долл. до конца 2015 года (последний транш 2015 года) – полностью в руках Министерства финансов. А ведомство пока не может представить госбюджет по той причине, что он должен быть сверстан на новой налоговой базе. Но вот в чем штука – реформа сегодня только в проекте закона, и закон – всего лишь проект.