Александр Бродский о налоговой реформе

Александр Бродский о налоговой реформе

Колонка Александра Бродского опубликована в журнале "Деньги" №23 от 3 декабря 2015 года.
Полностью номер можно купить по ссылке.

Вовлеченная в спор о налоговой реформе часть общества разделилась  на "южанинцев" и "про-минфиновцев". При том, что хотелось бы верить – миссия у идеологов концепций все же общая: процветающая, успешная Украина.

Если по миссии особых вопросов нет, то какую основную цель следует ставить?

Цель южанинской концепции: Детенизация экономики.

Механизм – либерализация администрирования и ставок налогообложения; выравнивание условий между "упрощенцами" и "стандартниками".

Ограничительное условие – обеспечение макроэкономической стабильности.

Цель минфиновской концепции: достижение макроэкономической стабильности.

Механизм – сохранение общего уровня ставок для бизнеса (для предприятий стандартной формы налогообложения), работающего в белом сегменте + отмена льгот для сельхозников.

Ограничительные условия (при такой цели и механизмах) – нет.

Понимаете, в чем идеологическое расхождение? В том, что для одних – ограничительное условие, для других – цель.

Как сторонник “южанинской” версии реформы, позволю себе сформулировать цель налоговой реформы так, как ее вижу: восстановление доверия со стороны бизнеса по отношению к государству, путем создания позитивных стимулов для детенизации экономики.

Эта цель представляется наиболее подходящей потому, что ее достижение позволит решить вопрос наполнения бюджета не за счет стонущего бизнеса, а равно и наоборот – не создавать бизнесу условий наибольшего благоприятствования за счет недобора средств в доходы бюджета. Но позволит бизнесу побороться с "теневой экономикой" за долю рынка, которую та занимает. И именно за ее счет – в первую очередь – решить проблемы и бизнеса, и бюджетников.

Детенизации можно пытаться добиться тремя способами.

  • Исключительно повышением силового давления на налогоплательщиков. Но при нынешнем уровне коррумпированности и компетентности силовых структур этот путь не ведет к достижению желаемой цели: пополнению бюджета. То есть вероятный кэш-аут для предпринимателя примерно равен коррупционной ренте ответственных за данное направление.

  • Исключительно понижением ставок и либерализацией администрирования; этот путь несколько более работоспособный. Чем ниже будут ставки, тем больше будут выходить "на свет". При этом нужно понимать, что действия по понижению ставок могут не привести к детененизации, но лишь усугубить бюджетный дефицит, если стимул будет недостаточен. Улучшению администрирования же ничего не мешает.

  • Микшировать оба метода, при этом повышать давление (цену "платы за риск") только после того, как будут предоставлены достаточные позитивные стимулы. Порядок действий имеет значение.

     

Какие основные задачи (они же – вызовы) стоят перед инициаторами налоговой реформы?

Сокращение расходов бюджета. Тут и верификация получателей всевозможных льгот и надбавок, и открытый реестр пенсионеров, по которому – есть ожидания по примеру Грузии и Греции – что вскроются "мертвые души". Тут и перевод в ProZorro всех госзакупок, а не только допороговых. Да много чего еще – включая и приватизацию.

Конструктивный диалог с МВФ. Он возможен в первую очередь за счет приведения к разумному балансу неравенства “доходы бюджета <= расходы бюджета”.

Минфин в своем концепте много внимания уделяет доходной части, де-факто предлагая повысить налоги. При этом уменьшение налогов в концепте Минфина всплывает лишь эпизодически: нулевое налогообложение минимальной зарплаты и понижение ЕСВ до 20%. При этом, нужно отметить, что и без какого-либо реформирования ставка ЕСВ с 1.01.2016 должна составить 22%. 

Да, нам необходимо достижение согласия с ключевым кредитором, в нашей ситуации – кредитором последней надежды. Следует отметитить, что все недавние реляции МВФ нацелены не на критику того или иного концепта, но как раз на сбалансирование доходов и расходов бюджета, чему, на мой взгляд гораздо более должно способствовать успешное выполнение пункта 1. Ну и несколько пожеланий, чего не делать:

  1. Не ставить личные амбиции выше миссии.

  2. Не врать и не манипулировать.

  3. Не отказывать бизнесу в наличии у него патриотизма, в данном случае – в готовности работать по честным правилам. 

Теневая экономика – это плохо (без сарказма). Падение реального ВВП – это плохо. Хуже, чем просто наличие "теневой" экономики. Если убить теневую экономику, вместо того, чтобы дать ей достаточные стимулы по переходу в "белый" сегмент – это значит усугубить ситуацию.

Оголтелая критика 3357; попытки манипуляций; сокрытие своего законопроекта по налоговой реформе; нескрываемое намерение пропихивания "под елочку" налоговой псевдореформы пакетом с бюджетом; шантаж отставками – это очень, очень плохо.

Сделать "хорошо" – это провести аудит расходов бюджета, сделать этот процесс публичным. И сократить расходы – в том числе и в принципе нужные, но такие, что мы пока что себе не можем позволить.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK