В судах поутихли дела против Нацбанка и Фонда, а парламент даже принял банковский "антиколомойский" закон. И что теперь будет с зомби?
Об этом сообщают Деньги.
В начале 2020 года Фонд гарантирования вкладов физлиц огласил свой план по проблемным банкам – там хотят завершить ликвидацию пятидесяти банков-зомби. Что же имеем сейчас, в мае-2020? За январь–март Фонд выплатил вкладчикам неплатежеспособных банков 69,3 млн. грн. Немного? Но это остатки, "последнее прости" от банков, по которым выплаты по 200-тысячным лимитам давно завершены.
В январе была завершена ликвидация Грин Банка, Городского коммерческого банка (CityCommerceBank) и банка "Демарк". В феврале Фонд завершил процедуру ликвидации банка "ТК Кредит" и Экспобанка, а марте – БГ Банка, Легбанка и Фортуна-Банка. Некоторым банкам срок ликвидации продлен. Такое решение Фонд принял в отношении банка "Союз" (продлил до 15 марта 2021 года), Укринбанка (до 22 марта 2021-го), Вектор Банка (до 21 марта 2021-го) и банка "Петрокоммерц-Украина" (до 21 апреля 2021 года).
Из-за введенного в марте карантина суды не рассматривали очередные попытки экс-владельцев зомби-банков восстановить их работу. Но в апреле одно важное решение все же было опубликовано – Верховный Суд Украины отменил решение судов предыдущих инстанций о неправомерности признания банка "Новый" неплатежеспособным. 15 апреля ВСУ частично удовлетворил кассационную жалобу Национального банка на решение судов первой и апелляционной инстанций по делу № 826/779/18. В этом деле суды предыдущих инстанций отменили решение Национального банка об отнесении банка "Новый" к категории неплатежеспособных (решение НБУ от 13 июля 2017 года). Что изменится теперь в связи с принятием нового банковского закона, и каковы успехи ПриватБанка в судах с бывшими акционерами?
Закон принят, зомби в шоке
13 мая Верховная Рада проголосовала во втором чтении за закон об усовершенствовании некоторых механизмов регулирования банковской деятельности (законопроект № 2571-д). Этот закон был важен в рамках сотрудничества с МВФ, он являлся одним из предварительных условий по уже отложенной программе EFF. Но главное, закон де-факто защищает Нацбанк и госбюджет от результативного оспаривания решений о выведении банков с рынка. "Отныне в случае, если суд отменит решение НБУ о выведении банка с рынка, процедура неплатежеспособности или ликвидации банка не прекращается, продажа активов и расчеты с кредиторами банка продолжаются. Фактически, закон позволяет убрать белые пятна в законодательстве, которые ранее позволяли судам реанимировать зомби-банки, которые выведены с рынка из-за неплатежеспособности", – радуются в НБУ.
Кроме того, новый закон меняет процедуру обжалования решений Национального банка, Кабмина, Министерства финансов и Фонда гарантирования вкладов физлиц в процессе выведения банков с рынка. Также закон четко регламентирует возможность и саму процедуру получения бывшими владельцами выведенных с рынка банков компенсаций и их форму. Чтобы установить гарантию справедливого и беспристрастного рассмотрения вопроса о так называемом размере ущерба, нанесенного экс-акционерам, в любой зомби-истории появляется новый субъект – "международно признанная аудиторская фирма". Она и назовет сумму. Если до этого дойдет дело.
Что еще важного? Действие новых правил распространяется и на те банки, в отношении которых еще до вступления в силу закона начато обжалование выведения с рынка, либо уже вынесено соответствующее окончательное решение суда. Немного странно, похоже, на обратное действие закона, но уж что приняли, то приняли.
По данным ФГВФЛ, в настоящее время в судах различных инстанций находятся споры по обжалованию решений Фонда и НБУ в отношении 19 банков, еще четыре банка (Укринбанк, Златобанк, Радикал Банк и банк "Капитал") получили окончательные решения судов в свою пользу.
Принятый законопроект совершенствует механизмы ликвидационной процедуры. Теперь Фонд в течение трех лет (пяти – если банк системно важный) должен обеспечить управление имуществом (активами) банка и удовлетворение требований кредиторов, одновременно Фонд получает возможность продлить этот срок в случае невозможности выполнения этих условий. "Введение такого механизма должно стать важным шагом для возвращения средств вкладчикам 200 тысяч+ (физлица, чьи вклады превышают гарантированную сумму 200 тыс. грн.). Ведь недостаточность активов у неплатежеспособных банков, их низкое качество и сжатые сроки, отведенные на все процедуры, связанные с ликвидацией, – главные причины, по которым многие кредиторы не могут вернуть себе средства", – объяснили в Фонде гарантирования.
Пока новый закон ожидает подписания президентом и публикации (после которой он немедленно вступит в силу), его противники уже оперативно обратились в суд, чтобы заблокировать его. 14 мая в Окружной административный суд Киева поступил иск внефракционного народного депутата Антона Полякова к председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову и главе парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилу Гетьманцеву относительно закона о банковской деятельности. По данным суда, истец просит суд признать противоправными действия Дмитрия Разумкова и Даниила Гетьманцева, связанные с прохождением законопроекта.
"Приватные" суды
В 2020 году продолжаются судебные тяжбы, связанные с экс-акционерами ПриватБанка. 16 марта судья Высокого суда Англии и Уэльса г-н Закароли публично объявил судебное решение по результатам рассмотрения ходатайства Доверительного управляющего (Madison Pacific) по решениям, принятым арбитражным судом 13 июня 2019 года, относительно еврооблигаций ПриватБанка, выпущенных в 2010 и 2013 годах. Английский суд пришел к выводу, что, учитывая незаконность действий экс-собственников в отношении облигаций, доверительный управляющий имеет право осуществлять выплаты в соответствии с механизмом, предусмотренным в Арбитражных решениях, и не будет нести ответственности в связи с этим перед конечными собственниками счетов. Иными словами, в случае вступления в силу Арбитражных решений должным образом, ПриватБанк будет обязан осуществить выплату по облигациям только ограниченному классу держателей.
"Даже если ПриватБанк будет обязан осуществить какие-либо выплаты, такие выплаты будут существенно меньше совокупной суммы требований, заявленных Доверительным управляющим в арбитражных производствах. В случае успеха линии защиты ПриватБанка относительно признания процедуры bail-in, банк в принципе не будет обязан осуществлять какие-либо выплаты", – объяснили в ПриватБанке.
ПриватБанк также весной 2020 года подал новый иск в суд Кипра с целью возмещения убытков в размере 5,5 млрд. долл. в связи со схемами, которые носят признаки мошенничества и отмывания денег, и которые, как считает банк, были реализованы его бывшими владельцами – Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, одним из бывших должностных лиц Тимуром Новиковым и двумя кипрскими компаниями – PrimeCap (Cyprus) Limited и Duxton Holdings Limited. Вручение нового иска на Кипре состоялось 3 апреля 2020 года. В нем речь идет о двух сериях транзакций в период между 2013 и 2016 годами, они предусматривали уплату огромных сумм компаниям, принадлежащим или контролируемым Коломойским и Боголюбовым, по кредитным договорам, которые в банке считают мнимыми (ни один не был погашен).
"Такие транзакции включали схему, по которой 2,34 млрд. долл. было направлено кипрской компании, связанной с бывшими владельцами банка Duxton Holdings Limited, путем перечисления траншами по 30 млн. долл. в течение четырех месяцев в 2013 году. Этот иск является частью требований ПриватБанка против Коломойского и Боголюбова, рассматриваемых в Англии, на Кипре, в США и Израиле на общую сумму более 10 млрд. долл.", – сообщили в ПриватБанке.
6 апреля в Великобритании появилось важное решение, связанное с ПриватБанком и его бывшими акционерами. Верховный суд Соединенного Королевства отказался удовлетворить ходатайства, поданные Игорем Коломойским, Геннадием Боголюбовым и шестью компаниями, зарегистрированными в Англии и Британских Виргинских Островах о разрешении обжаловать решение Апелляционного суда от октября 2019 года. Упомянутое решение полностью отменило решение Высокого суда Лондона от ноября 2018 года, и им было подтверждено, что английский суд обладает юрисдикцией рассматривать иск ПриватБанка относительно мошенничества, совершенного по предварительному сговору лиц. Теперь у экс-владельцев больше нет никаких способов обжалования, поэтому иск банка в дальнейшем будет рассматриваться по существу в Высоком суде Лондона. По данным ПриватБанка, в конечном счете банк сможет возместить более 3 млрд. долл., о которые идет речь в производствах.
Ну а "дело Суркисов" отправлено в Верховный Суд Украины. На 15 июня 2020 года назначено рассмотрение в Большой палате ВСУ кассационной жалобы Нацбанка Украины, Кабмина и ПриватБанка на решения судов низших инстанций по иску семьи Суркисов об отмене решений НБУ о признании их связанными с ПриватБанком лицами и признании недействительными договоров обмена их средств в банке на сумму свыше 1 млрд. грн. на акции банка (процедура bail-in).
Наталия Богута
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook