Та «деофшоризация», которую затеяли власти, к бизнесу особого отношения не имеет. Скорее, она направлена на контроль доходов физлиц, особенно – госслужащих.
Что касается бизнеса, то любой предприниматель и компания всегда стремятся к сокращению расходов, к которым относятся и налоги. Существуют юристы, финансисты, в мире 252 страны, и в большинстве из них можно открыть компанию, счет в банке и пользоваться теми или иными налоговыми преференциями. Причем полностью легально. Эту гонку государству никогда не выиграть, да никто и не стремится. В США, например, отслеживаются денежные потоки физлиц, но не компаний.
Кроме того, следует задуматься и над тем, для чего используется офшор. Понятно, что для коррупционного капитала это почти единственный вариант. Но даже если легально заработанные деньги захочется потратить на виллу за пределами Украины, купить несколько акций Apple или послать дочь или сына на обучение в иностранный университет, то количество юридических препятствий наверняка натолкнет любого на мысль использовать иностранный счет.
Хотя прекратить утечку капитала из страны вполне реально. Достаточно превратить Украину в безупречно работающий низконалоговый финансовый «хаб» в центре Европы. Своего рода neo-Швейцарию. С гарантией неприкосновенности частной собственности и прав инвесторов. Но при этом важно не забыть, что freedom is not free, поэтому будет по-прежнему нужна вооруженная до зубов и прекрасно подготовленная армия, по примеру той же Швейцарии.
Важный фактор успешной «деофшоризации» — возможность для предпринимателей работать на упрощенной системе налогообложения. Эта модель близка к идеальной для развития и увеличения концентрации в Украине человеческого капитала — ответственных за свое настоящее и будущее людей, предпочитающих большую степень свободы, способных вести творческую деятельность и создавать инновации, двигать новую экономику вперед.
Вообще, для человеческого капитала плохо работает устаревающий механизм «трудовых отношений» и намного лучше – коммерческая B2B модель, когда один специалист-предприниматель представляет собой микробизнес, независимую единицу. Он может продавать свою услугу как другим физлицам, так и компаниям. В свою очередь компании, объединяя несколько таких специалистов-микробизнесов коммерческими B2B отношениями, выступают в роли агрегатора, формируя добавочную стоимость, например в виде структурированных бизнес-процессов, гарантирующих высокое качество продукции.
Причины для такой эволюции очевидны. Во-первых, это изменения в коллективной ментальности профессионального сообщества, движущиеся в сторону повышения личной ответственности и предпочтения коммерческих отношений над трудовыми, дающими значительно меньшую «свободу маневра» как для нанимающей стороны, так и для наемного сотрудника. Во-вторых, существует потребность в повышении динамики бизнесов и срочной, гранулированной по времени аренды того или иного ресурса в зависимости от быстро меняющейся ситуации.
И на самом деле, речь идет не столько и не только о величине налога, сколько о самой модели упрощенного налогообложения. Именно она дает конкурентное преимущество Украины на глобальном рынке вместе с развитием новой экономики знаний и увеличением концентрации человеческого капитала — людей творческих профессий. Поэтому отказ от «упрощенки» будет шагом назад, в то время как мир пойдет вперед. А мы безнадежно отстанем в гонке.
Также, размышляя о размере налоговой ставки следует помнить, что предприниматели де-факто платят косвенный налог, например, обеспечивая своих состарившихся близких в условиях неработающей социальной защиты и медицины. В больницах все давно на коммерческой основе, и случись что-то серьезное, надеяться на государство не приходится. Поэтому в реальности единый налог — самый честный от государства Украина на сегодняшний момент: «Мы от вас требуем немного, но и не обещаем ничего. Сами крутитесь, зарабатывайте, обеспечивайте».