В 2019 году плата на нарушение правил дорожного движения почти не изменилась, причем, как официальные штрафы, так и неофициальные поборы. Но есть нововведение: инспекторы начали охоту на нарушителей правил парковки. А еще, как и прежде, полицейским регулярно предлагают взятки те, кто водит в нетрезвом виде.
Есть хорошие новости: далеко не всегда полиция готова участвовать в таком “решении“ вопроса. Хотя есть и плохие: на дорогах появились патрульные, которые “сидят в кустах“ ради того, чтобы получить взятку за спасение от надуманного штрафа.
В июле-2019 в Киеве начали работать инспекторы по парковке, их задача – выявлять нарушителей, фиксировать нарушения (фото- и видеофиксация), вызывать эвакуаторы для отправки автомобилей на штрафплощадку. Также инспекторы имеют право выписать штраф нерадивому водителю.
“В центре Киева просто бум эвакуаторов, правая полоса бульвара Тараса Шевченко уже полностью очищена от припаркованных авто, работают эвакуаторы“, – массово сообщают жители столицы на своих страницах в сети Facebook.
Читай также: Коррупция-2019: Сколько в Украине дают “на лапу“
Однако пока инспекторов видели лишь в центре Киева, тогда как на левом берегу столицы ничего не изменилось – многие автомобили продолжают парковаться на газонах, тротуарах и под знаком “остановка запрещена“. Впрочем, и в центре Киева на оживленных улицах Шевченковского района также нет никаких изменений.
“На Жилянской как были все на тротуаре (для пешеходов места для прохода практически нет), так и остаются“, – констатировал киевлянин Валерий Грищенко.
В то же время, за нарушение правил парковки предусмотрен штраф 255 грн., а если нарушитель оставил машину на пешеходном переходе или вблизи – 510 грн. и эвакуация на штрафплощадку.
Пока в столице не было сообщений о взятках инспекторам, в отличие от информации о взятках полицейским.
“Вообще полиция редко интересуется нарушениями правил парковки, но иногда могут подъехать и начать разговор об админнарушении. Несколько раз приходилось давать 100–200 гривен, чтобы уехали“, – отметил таксист Иван Ш.
Как меняется законодательство в сфере штрафов за нарушение ПДД, и при каких нарушениях граждане дают взятки полиции чаще всего?
Читай также: Штраф за буллинг: Обидчика наказали на 100 тыс грн
- Штрафы и правила
Появление в Киеве инспекторов по парковке связано с законом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств“. Документ был принят парламентом еще в далеком декабре 2017 года, подписан президентом в марте-2018, а вступил в силу в конце сентября 2018-го. Закон предусматривает админответственность за нарушения правил парковки, зафиксированные в автоматическом режиме или в режиме фотосъемки/видеозаписи, лиц, которые зарегистрировали транспортное средство, или лиц, которые ввезли в страну транспортное средство, зарегистрированное за границей.
Ждать водителя, который неправильно припарковался, теперь необязательно – инспекторы фиксируют нарушение, выписывают постановление о штрафе, копию которого оставляют на автомобиле – под дворниками на лобовом стекле. То же самое может делать и полиция (правда, полицейские обычно слишком заняты, чтобы отвлекаться на нарушения правил парковки, потому в большинстве случаев этим все же будут заняты специальные инспекторы, нанятые местными властями).
Кроме, собственно, самих штрафов, инспекторы уполномочены вызывать эвакуаторы для перемещения автомобилей на штрафплощадки. Эвакуируют обычно те авто, которые припаркованы на проезжей части во втором ряду или под знаком “остановка запрещена“, на полосе общественного транспорта, на пешеходном переходе, на трамвайных путях, под мостом.
В будущем планируется также привлекать инспекторов к выписыванию штрафов тем, кто припарковался на платной парковке, но не оплатил ее. Однако пока с этим вопросом в столице сложилась крайне непонятная ситуация.
“Ни один паркомат в городе не работает. Сервис UNIP, которым я раньше пользовалась, и к которому привязана моя платежная карта и номер авто, уже давно не работает – оплатить там парковку невозможно. Хотя само приложение и показывает платные парковки и их стоимость за час, но как воспользоваться в реальности услугами такой парковки и не попасть на штраф?“, – недоумевает киевлянка Руслана Павлюк.
Отсутствие понятной системы оплаты за парковку в Киеве – прямой путь к вымогательству взяток. Ведь и инспекторы, и полицейские могут выписывать штраф за неоплату парковки (сумма – 20-кратный размер стоимости, то есть, если авто находилось три часа на паркоместе за 10 грн./час, то нарушителю предъявят к оплате 600 грн.). Чтобы не платить драконовские штрафы, многие будут пытаться договориться с представителями правопорядка за сумму 150–200 грн.
Читай также: Закон о языке: Кого и на сколько могут оштрафовать
- Расценки не меняются
Нарушения скоростного режима по-прежнему являются одними из наиболее частых в Украине. И хотя в МВД уже три года обещают “камеры“, но по состоянию на июль-2019 года камерами оборудовали частично только крупные города, а “письма счастья“ не получил ни один из нарушителей.
“Нет, камеры есть и, похоже, работают, но скорость измеряют полицейские устройствами TruCam, видел их по проспекту Бажана недавно“, – рассказал киевский водитель такси Олег Подорожнюк.
На вопрос корреспондента “Денег“, как часто выписываются штрафы за превышение, водитель констатировал, что “обычно не выписываются, если предложить 200 грн. сходу“.
Другие нарушения ПДД также частенько могут остаться незамеченными, если водитель передает полицейским взятку. За проезд на красный сигнал светофора или пересечение двойной сплошной это может быть 200 или 400 гривен. За 400–500 грн. водителя отпустят, если он, к примеру, забыл техпаспорт и права дома. Остановка нерастаможенного авто (“евробляхи“) грозит владельцу эвакуацией автомобиля на штрафплощадку из-за нарушения правил растаможки, а значит, расходы на то, чтобы решить в свою пользу, будут несколько выше – от 500 до 2 тыс. грн.
Читай также: Минфин внес законопроект об огромных штрафах для ритейлеров
Самыми дорогостоящими для нарушителей являются тяжелые случаи, а именно – вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Нарушителю грозит штраф в сумме 10,2 тыс. грн. и лишение водительского удостоверения на один год. Поэтому большинство пойманных “под градусом“ водителей пытаются договориться на месте за 200–300 долларов. Если не получается, нанимают адвокатов и доказывают в суде, что остановка водителя была совершена с нарушениями. И в этом случае уже идет либо официальная вполне оплата услуг адвоката (от 6–10 тыс. грн. и выше), либо же по совету все того же адвоката необходимо ублажить судью взяткой в размере 25–40 тыс. грн.
Сложнее, если водитель стал виновником ДТП со смертельным исходом (или есть пострадавшие в других машинах или пешеходы). “Отмазать“ себя от уголовного дела на месте происшествия вряд ли получится. Договариваются самые ловкие со следователями полиции (прокуратуры), а также с судьями. Расходы на урегулирование уголовных дел составляют порядка 3–20 тыс. долл., в зависимости от региона и аппетитов представителей правопорядка.
Стелла Кириченко
Напомним, на сайте КГГА в разделе “Имущество“ появилась функция поиска эвакуированного автомобиля. Также на карте можно увидеть место нарушения и данные о штрафе.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Радары на дорогах: с сегодняшнего дня начинают штрафовать