Налоги 2018: в чем скрываются две зрады и полторы перемоги

Фискальное давление продолжает расти. В 2018 году нам снова подымут акцизы на алкоголь и табак и увеличат поборы с зарплаты. А предпринимателям на едином налоге стоит готовиться к тотальному контролю оборотов и введению полновесного бухучета
Налоги 2018: в чем скрываются две зрады и полторы перемоги
depositphotos.com

Проект бюджета на 2018 год не оставил никаких надежд на снижение налогового гнета. Напротив, поборы с населения и бизнеса увеличатся: рост налоговых поступлений в бюджет по сравнению с планом на 2017 год составит около 23%. Хотя в профильном комитете парламента не понимают, на чем основаны такие прогнозы. “Доходная часть госбюджета на будущий год, мягко говоря, завышена. Хотелось бы получить точные расчеты от Минфина и ГФС, чтобы понять, где же они нашли резервы такого роста“, – заявила Деньгам Нина Южанина, глава комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике.

Плохая новость еще и в том, что Министерство финансов категорически отказалось возобновлять в 2018 году налоговую реформу. А это значит, что продолжат потрошить карманы налогоплательщиков.

Ставят на НДС

Львиную долю госбюджету в будущем году принесет НДС: согласно госбюджету-2018 планируют собрать на 32% больше, чем за 2017 год. “Но я считаю, что на данный момент получить по НДС больше не удастся. Динамика поступлений от этого налога не может превышать рост ВВП в два, три и более раз“, – объясняет Нина Южанина.

Читай также: МВФ выступил против изменений в реестр налоговых накладных

Впрочем, у налоговиков другие планы – бизнес терзают при помощи механизма блокировки НДС-накладных. И абсурд в том, что он косит добросовестных налогоплательщиков, а не схемщиков. Правда, в парламенте еще в сентябре был зарегистрирован законопроект №7115, который переводит систему блокировки в тестовый режим. Но оценить вероятность его принятия очень сложно. Правда, Минфин в середине сентября утвердил приказ №776 (уже зарегистрирован Минюстом), согласно которому НДС-накладные сельхозпредприятий блокироваться не будут. Но это касается только аграриев, а вот что делать остальным – непонятно.

Внезапно в правительстве возобновилось обсуждение замены налога на прибыль  налогом на выведенный капитал. На своем заседании 4 октября соответствующий законопроект одобрил профильный комитет. “Насколько мне известно, законопроект уже согласован Кабмином и отправлен на рассмотрение Национальным советом реформ. Но загадывать очень сложно, так как даже президент заявил о переносе ННвК на 2019 год“, – рассказывает Даниил Монин, один из авторов альтернативной версии налоговой реформы.

Такого же мнения придерживаются и в профильном комитете ВР, считая, что пока законопроект о налоге на выведенный капитал не попадет в парламент, делать какие-то прогнозы бессмысленно. “Но если даже на законодательном уровне и будут приняты изменения, фактически внедрение новаций произойдет не ранее 2019 года“, – уверена налоговый консультант Александра Томашевская.

Акцизы, подоходный, ЕСВ

Вот чего точно стоит ждать – это роста ставок акциза на табак и алкоголь. “Главное – держать баланс акцизов, чтобы не допустить перетоков контрабанды в страну, а так можно максимально их повышать“, – объясняет Сергей Марченко, замминистра финансов.

Поправки в Налоговый кодекс, которые приведут к росту акцизов, правительство утвердило еще летом. Согласно законопроекту, акциз на спирт в 2018 году возрастет со 126,96 до 141,18 грн  за литр, на пиво – с 2,78 до 3,09 грн /л, на крепленые вина и вермуты – с 8,02 до 8,92 грн /л, на игристые – с 11,65 до 12,95 грн /л. Для сигарет спецставка акциза вырастет почти на 50 грн  до 495,46 грн  за 1 тыс. штук, адвалорная ставка сохранится прежняя, на уровне 12%.

Также обсуждается понижение рентной ставки на добычу газа на глубине свыше 5000 м. Сейчас она составляет 14%, новое значение – 12%.

Читай также: От редактора: Вилка!

НДФЛ и ЕСВ правительство и депутаты пока трогать не намерены. Но рост отчислений все равно будет, поскольку в бюджете-2018 минимальная зарплата заложена на уровне 3723 грн , что на 16,3% выше, чем в 2017 году. И заплатят в госказну больше не только работодатели за наемных работников, но и предприниматели-единщики второй группы, у которых сумма налога привязана к МЗП.

Еще одна инициатива – дополнительные отчисления с зарплат, которые связаны с запуском второго накопительного уровня пенсионной системы. Речь идет о законопроекте №6677, который предусматривает, что работодатели с 1 июля 2018 года начнут каждый месяц отщипывать от доходов сотрудников 2% на их будущую пенсию, а со временем отчисления вырастут до 7%. Разумеется, это вдобавок к НДФЛ и ЕСВ. Хотя вице-премьер по социальной политике Павел Розенко и клялся, что накопительный уровень введут без увеличения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Вытрясут до нитки

Не менее грандиозные планы у ГФС и Минфина в сфере администрирования и борьбы с уклонением от уплаты налогов. Среднему и крупному бизнесу будут урезать возможности для вывода капиталов за рубеж путем ужесточения контроля трансфертного ценообразования. А малый бизнес фискалы хотят заставить “светить“ все свои доходы. 

В конце сентября в парламенте зарегистрирован законопроект №7142 по детенизации оборота товаров и услуг. “По сути, это очередная атака на единый налог, так как для предпринимателей, которые работают на 2-й и 3-й группе единого налога и применяют РРО (кассовые аппараты), вводится обязанность оприходования и учета приобретенных товаров (услуг) и учета товарных запасов“, – рассказывает юрист Мария Клячко.

Помимо этого, предприниматели лишаются права покупать товары для дальнейшей продажи у неплательщиков НДС. А за продажу неоприходованных товаров предусмотрен штраф в размере двойной стоимости таких товаров по ценам реализации, но не менее 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн ). 

Читай также: В Украине могут ввести новый налог

Также независимо от оборота вводится обязанность применять РРО для тех, кто ведет деятельность в сфере общественного питания; для СПД, которые занимаются продажей лекарственных средств, ювелирных или бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, подакцизных товаров; для онлайн-продавцов.

“На практике это приведет к появлению практически полного учета, убивающего саму суть упрошенной системы налогообложения, к росту расходов малого бизнеса на покупку кассовых аппаратов и услуг профессиональных бухгалтеров, и к расширению возможностей влияния фискальной службы на предпринимателей путем проведения встречных и фактических проверок по вопросам оприходования товаров“, – предупреждает Мария Клячко.

– Мнения участников процесса –

Оксана Продан, глава Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса Фортеця

Впервые за много лет правительство не внесло вместе с проектом бюджета проект изменений в Налоговый кодекс. Очевидно, что бюджет-2018 будет базироваться на действующей законодательной базе. И увеличение доходной части, видимо, произойдет за счет перераспределения доходов центрального и местного бюджетов, блокирования НДС-накладных, НДФЛ, налога на недвижимость.

В то же время, профильный комитет поддержал законопроект о налоге на выведенный капитал, на рассмотрении набор инициатив по повышению акциза на табак, требует доработки налог на недвижимость.

Мы не можем забыть, что полностью нелегальными остаются янтарь и игорный бизнес. Также в планах начать работу над комплексным законопроектом по уменьшению стоимости таможенного оформления автомобилей, расширением оборотов упрощенной системы налогообложения, созданием прозрачного администрирования экологических платежей.

Нина Южанина, глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике

В 2018 году нам нужно сбалансировать те фискальные меры, которые мы продолжаем внедрять, понимая, что доходная часть – это именно то, чем должна заниматься налоговая служба. Но при таком росте поступлений от налогов нам надо перестроиться и направить все усилия на совершенствование законодательной базы по администрированию, чтобы плательщик ощущал легкость ведения бизнеса.

Читай также: Торговля за границей: как украинскому бизнесу избежать двойного налогообложения

Имеются в виду электронные сервисы и дистанционное обслуживание. Тема упрощенной системы налогообложения пока еще нигде не поднималась и вопрос о фискализации расчетных операций не звучал. Что касается механизма контроля доходов через расходы, то без нулевого декларирования эту систему вводить нельзя. Причем этим точно не должен заниматься Минфин. Хотя, наверное, ведомству легче “скакать“ по популярным вопросам и меньше влезать в серьезные вещи, без которых страна не сможет вести правильную налоговую политику.

Наталья Ульянова, вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины

В проекте бюджета на 2018 год очень бросается в глаза прогнозный рост поступлений по налогу на прибыль почти на 25%. Чтобы выполнить этот план, фискалы будут искать у бизнеса деньги не только в Украине, но и за ее пределами.

Еще в июле нынешнего года вступил в силу список организационно-правовых форм (ОПФ), утвержденный постановлением Кабинета Министров №480. В него попали ОПФ из 26 стран (по большей части это партнерства), которые пользовались особой популярностью у отечественного бизнеса для структурирования торговых сделок. И уже по итогам 2017 года налоговики будут доначислять по таким сделкам обязательства.

Кроме того, с 1 января 2018 года появится новый список государств (территорий), операции с которыми считаются контролируемыми. К тем 65 странам, что уже есть там, добавятся еще 20. Это, в свою очередь, приведет к более жесткому контролю трансфертных операций и, опять-таки, к доначислению сумм налога на прибыль.

Павел Харламов

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 19 от 12 октября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 19 від 12 жовтня 2017 року українською мовою.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK