Порешали налоги: Куда движется налоговая реформа-2016

В Украине - очередной виток налоговой реформы. Единой позиции по ее поводу – нет. Кабмин нацелен на либерализацию администрирования, ставки снижать не хотят. Депутаты вынашивают идеи перекроить упрощенку. Средний бизнес требует перехода от налога на прибыль к обложению выведенного капитала. Чего хочет ГФС – знает только она сама.
Порешали налоги: Куда движется налоговая реформа-2016
Коллаж: dengi.ua

В Министерстве финансов и комитетах Верховной Рады вовсю кипит работа – в конце месяца будет представлен проект закона об изменениях в Налоговый кодекс. Часть идей будет взята из проекта “либеральной” налоговой реформы (законопроект №3357), который в прошлом году так и не добрался до сессионного зала. Главным образом речь идет об упрощении администрирования, а также о налоге на выведенный капитал, появление которого всячески поддерживают малый и средний бизнес.

Читай также: Что будет с налогом на прибыль в Украине - прогноз

Однако революционных изменений ждать не стоит. В правительстве ссылаются на Международный Валютный Фонд и его требования сбалансировать госбюджет по доходам и расходам. Правительству удобно консервировать высокие ставки налогов.

Каждому по кабинету

Оптимизация структуры и функций Государственной фискальной службы; внедрение электронного кабинета налогоплательщика; переход к одноуровневой системе апелляционных обжалований решений ГФС; передача права на письменные налоговые консультации Минфину – все это призвано улучшить администрирование налогов.

Читай также: В Украине могут отменить НДС для некоторых экспортеров

“Фактически, ГФС будет выполнять исключительно сервисные функции по сбору налогов, учету, консультированию. А появление электронного кабинета должно минимизировать соприкосновение налогоплательщиков и фискалов, что существенно снизит коррупционные риски”, – объясняет управляющий партнер ICF Law Group Наталья Ульянова.

Кроме того, в Министерстве финансов продолжают продвигать инициативу по ликвидации налоговой милиции. Например, в рабочей версии проекта изменений в НКУ (есть в распоряжении Денег), уже есть упоминание о финансовой полиции. Но какими будут ее полномочия, пока что неясно.

По НДС планируют ввести публичный реестр заявлений на бюджетное возмещение, который должен снять проблему возмещения НДС.

А вот в налоге на доходы физлиц и едином соцвзносе пока что ничего не изменится. Разговор о них даже не начинался. Но по мнению Нины Южаниной, совокупную нагрузку НДФСЛ и ЕСВ нужно сокращать хотя бы до 20–25% (сегодня она немногим менее 40%). По сути, слова Южаниной – это признание в том, что предпринятое с 2016 года снижение ставки ЕСВ до 22% не дало ожидаемого эффекта ввиду половинчатости реформы-2015.

Читай также: Рада проголосовала за поправки в Налоговый кодекс

Нет пока и планов по поводу налога на имущество, а также по поводу упрощенной системы налогообложения. Одно из послаблений, которое ждет предпринимателей уже сейчас – это разве что право не платить налоги за работников, призванных на военную службу. Однако, планы ограничивать применение единого налога остались. Например, на одном из совещаний, которое прошло 12 июля в Кабмине, обсуждался запрет на использование единого налога IT-бизнесом.

Увы, “реформаторы” (не путать с реформаторами) все равно не отказываются от идеи постепенно сузить сферу действия упрощенки до микробизнеса. Радует лишь то, что это произойдет не в 2016, и, скорее всего, даже не в 2017 году.

Эстонский пример

Самая горячая дискуссия разгорелась вокруг ликвидации налога на прибыль и его замены налогом на выведенный капитал. Речь о так называемой “эстонской модели”, при которой облагается только та прибыль, которая распределяется и выводится из бизнеса.

Читай также: В Украине хотят взимать налог с каждого гектара земли

Например, в Эстонии при реинвестиции прибыли, ее вложении в ценные бумаги, недвижимость, ставка налогообложения составляет 0%. Когда же акционеры принимают решение о выплате дивидендов, налог взимается по ставке 26%.

В Украине предположительно ставка налога на выведенный капитал составит 20%. Однако, помимо выплаты дивидендов, предполагается целый перечень операций, которые будут приравнены к выведению прибыли. В частности, выплаты нерезидентам-связанным лицам процентов, комиссий, выплаты по договорам займа, кредита, прочим подобным договорам, а также выплата финансовой помощи (возвратной или безвозвратной) неплательщикам налога на прибыль, роялти, задолженность за поставленные товары, бесплатная передача товаров.

“В связи с этим существует риск, что в каждом конкретном случае налогоплательщик должен будет обосновывать, что данная операция не является объектом налогообложения. В результате это может привести к тому, что от уплаты этого налога можно будет легко уклониться, либо администрирование данного налога будет таким же сложным, как и сейчас”, – считает Александра Федоренко, старший юрист юридической фирмы Антика.

Читай также: За подарки нужно платить: Как в Украине взимают налог на дарение

Плюс ко всему, взбунтовался крупный бизнес, который активно пользуется схемами и механизмами вывода средств. И появление такого налога для него явно невыгодно. Поэтому в Минфине и профильном комитете уже дают задний ход.

Давить хотят

Проведение нулевого декларирования, применение инструментов косвенного контроля доходов через расходы, а также внедрение механизмов деоффшоризации (см. Деньги N 11 от 9 июня 2016 года) тоже пока отложили. По крайней мере, сроки, отведенные для разработки соответствующих законопроектов и их голосования парламентом, полностью сорваны (это должно было произойти не позже июня).

Пока что в борьбе с оффшорами у правительства и депутатского корпуса нет единой позиции. В частности, премьер-министр Владимир Гройсман к идее деоффшоризации относится с прохладцей. Представители комитета по налогам и таможенной политики, в свою очередь, считают, что отток капитала в оффшоры нужно перекрывать. Но при этом депутаты признаю: без одновременной валютной либерализации толку от ограничений не будет.

Читай также: В Украине хотят ввести электронную акцизную марку

К тому же, нулевое декларирование и косвенные методы должны пройти согласование с МВФ. Но сколь долго продлятся эти консультации с фондом – прогнозировать никто не берется. Поэтому, к деоффшоризации разработчики вернутся тоже осенью, после очередных обсуждений.

Мнения участников процесса

Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

По введению налога на выведенный капитал есть вопросы. Минфин его направляет на Кабмин. И хотя я не знаю позицию правительства, но шансов его поддержки немного. С одной стороны, против введения налога на выведенный капитал выступает МВФ, который применяя для расчетов базу 2015 года (когда действовало ограничение на выплату нерезидентам дивидендов) считает неизбежным снижение поступлений в бюджет и не принимает все прочие аргументы и расчеты экспертов, считая их необоснованными предположениями. С другой стороны, Нина Южанина, которая в целом поддерживает и продвигает эту идею, на заседании профильного Комитета сказала, что подготовленный экспертами законопроект по налогу на выведенный капитал пока не обсуждался и не голосовался даже авторским коллективом проекта №3357.

Андрей Журжий, первый заместитель председателя Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Читай также: Налог на недвижимость: Кого освободили от уплаты

Есть планы объединить НДФЛ с военным сбором. Мы это обсуждаем. По “упрощенке” пока что изменений не планируется. Но в любом случае большой бизнес оттуда нужно убирать. По налогу на выведенный капитал идет поиск компенсаторов. Один из них – рост ставки НДС. Но я думаю, что такие идеи не совсем реальны. Не исключено, что предполагаемая цифра недопоступлений в бюджет из-за нового налога (30-40 млрд. грн. – прим.авт.) будет покрыта за счет других источников. Например, строится новый завод – им будет уплачен НДС, на новом оборудовании будут работать люди – с их зарплат удерживается налоги. Государство, так или иначе, компенсирует эти потери. Но пока это сложно посчитать. К тому же, никто не решается в целом сокращать расходы государственного бюджета без чего сложно достичь баланса с его доходами.

Куда движется налоговая реформа-2016

Налог/направление реформы

Изменения

Последствия

Администрирование

сокращение числа проверок, сужение полномочий ГФС, ликвидация налоговой милиции (ее замена финансовой полицией), создание электронного кабинета налогоплательщика

снижение давления на налогоплательщиков,  и коррупции

НДС

публичный реестр возмещения НДС; пересмотр ставки налога (маловероятно)

ускорение процедур по возврату НДС

НДФЛ и ЕСВ

без изменений, обсуждается слияние НДФЛ с военным сбором

номинальный рост налоговой нагрузки на доходы физлиц

Единый налог

постепенное сужение сферы применения “упрощенки”, запрет для определенных видов бизнеса (например, IT)

уход предпринимателей в “тень” или ликвидация

Налог на прибыль

замена налогом на выведенный капитал

есть риск “размытия” идеи НВК за счет включения в его базу многих затрат

Нулевое декларирование

отложено до IV квартала 2016 года - начала 2017 года

этот инструмент открывает возможности для коррупции и легализации “грязных” доходов

Павел Харламов 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK