Когда в 2006 году было принято решение начать журнал "Деньги", все казалось вполне безоблачным. Впереди маячил быстрый экономический рост, подстегиваемый притоком горячих инвестиций. Фискальная система уже вполне скалила зубки, но денег хватало на всех, даже на ненасытных коррумпированных боссов.
Но уже первый кризис (2008 года) показал, что система категорически не желает "резать косты" (cut cost), то есть ужиматься в своих коррупционно-распилочных запросах. Чем и угробила тот шанс, который мы к 2010-2011 году слепили в процессе выхода из кризиса-2008. Обижаться на тот отголосок всемирного финансового кризиса, что мы заполучили 8 лет назад – наивно. Это – как сильный ветер или град: прошел, надо побыстрее перекрыть сорванные крыши, вставить выбитые окна и жить дальше.
С кризисом-2013 было иначе. Мы по полной программе получили свой рукотворный идеальный шторм – он стартовал в 2012 году, когда ради победы на выборах в Раду пребывающиеся у власти спалили остатки банковской системы и здравого смысла. Напомню: именно тогда НБУ остановил кредитование ради сохранения искусственно удерживаемого курса 8 гривен/доллар. С того момента система и начала доедать только-только приподнявшуюся экономику.
Майдан-2013 – это было не только и не столько за евроинтеграцию, сколько против наваливающегося феодализма. Остановившийся в 2013 году экономический рост, засилье "смотрящих" – все это весьма однозначно показывало, в какую сторону движется страна.
Остановка и перенаправление дались дико дорого во всех смыслах. Сейчас мы, а значит, и страна, учимся жить правильно. И главный урок, который извлекаем, – нельзя делегировать властям право бесконтрольно распоряжаться нашими деньгами. Нельзя верить на слово даже тем няшным персонажам, которые могут похвастать корочками МВА, роскошным британским произношением и опытом работы в международных корпорациях. В том числе и потому, что таких лапушек сложнее ловить на горячем. Хотя ловят и их тоже, да.
Журнал "Деньги" все прошедшие 10 лет был об одном, на самом деле. О том, что когда деньги считают, их становится больше. А теперь еще и о том, что самое темное время – перед восходом. Все буде добре.
Искренне, Ваши "Деньги".