Татьяна Шевцова: Неожиданная прибыль

Председатель Налогового комитета общественного совета ГФС – о преимуществах налога на выведенный капитал для экономики и бизнеса.
Татьяна Шевцова: Неожиданная прибыль
Татьяна Шевцова

Более полутора лет авторы идеи кардинального изменения модели налогообложения прибыли работали над усовершенствованием важной нормы, которая была заложена еще в законопроекте №3357. Речь идет об отказе от классического налога на прибыль и о переходе к налогу на выведенный капитал, предполагающему его уплату в момент распределения прибыли – выплаты дивидендов.

Читай также: Пять бюджетов армии: сколько налогов собрали в Украине за 2016 год

В целом, работа над законопроектом о налоге на выведенный капитал стала результатом интеллектуально-волонтерского объединения экспертов за здравую идею, позволяющую решить достаточно широкий круг проблем и вопросов, с которыми сталкиваются бизнес и инвесторы. Причем налог на выведенный капитал нашел активную поддержку среди ассоциаций, активистов и народных депутатов. Плюс ко всему, инициативой маленькой группы предпринимателей и экспертов (их около шести человек) открыт сайт для поддержки и продвижения данной модели. А в адвокационную кампанию включился бизнес. В том числе большие компании, предприятия с иностранным капиталом. Кроме того, двумя общественными советами – при Министерстве финансов и Государственной фискальной службе – были приняты резолюции в поддержку модели налога на выведенный капитал.

И все же, без критики не обходится. Однако аргументы оппонентов налога основываются на отрицании основных его преимуществ – прозрачности, простоты исчисления и администрирования, инвестиционной привлекательности. Приводится контраргумент и якобы о "дыре" в бюджете, которая образуется в результате отказа от "старого" налога на прибыль.

Читай также: В каком случае предприниматель может не платить налоги

Попробую кратко обосновать ошибочность этих выводов.

Прозрачность и простота исчисления налога на выведенный капитал очевидны. Основной объект налогообложения – выплата дивидендов в пользу плательщика. Ставка – 15% на сумму выплаты. При этом удержания как НДФЛ, так и налога на репатриацию нет. Кроме разве того, что объектом налогообложения будут приравненные к капиталу платежи в виде ограничений по неприбыльным выплатам, суммам пассивных выплат в пользу нерезидентов, доначисления по трансфертному ценообразованию.

Декларирование – только в случае, если есть объект налогообложения. То есть, если выплачены дивиденды. При этом администрирование состоит в проверке узкого, конкретного перечня операций, которые, в свою очередь, ограничены исключительно операциями плательщика налога на выведенный капитал с неплательщиком. Поэтому отпадает необходимость в проверке всех без исключения доходов-расходов, нет необходимости контролировать финансовый результат, в котором (как уже показывает практика) фискалы мало чего понимают, но "успешно" доначисляют обязательства с последующими обжалованиями, судами и прочими кругами Ада для налогоплательщиков.

Недопоступления в бюджет – это тоже вопрос дискуссионный и сложно прогнозируемый в украинских реалиях. Расчет, безусловно, должен быть. Но он должен быть среднесрочным (минимум на три года) и учитывать макроэкономические эффекты сдерживания оттока капитала из страны, или же вывод капитала, но по правилу прямого налогообложения налогом на выведенный капитал. Также следует рассматривать эффект притока внешних инвестиций в страну с фактически "внутренним офшором". Рассматривать с точки зрения наполнения бюджета прочими налогами, связанными с постепенным оживлением экономики, созданием новых рабочих мест и детенизацией, стимулы для которой и заложены в самой модели налога на выведенный капитал.

Читай также: Стали известные компании, получившие максимальное возмещение НДС

Да, приходится зачастую слышать от оппонентов, что наши ожидания завышены. Однако есть пример Эстонии, где аналогичная система работает уже 16 лет и которая на второй год действия продемонстрировала существенный прирост инвестиций в страну, а на третий год Эстония вышла на прежний уровень налоговых поступлений. К тому же, если учесть, что в Украине 85% налога на прибыль генерируют 1086 компаний при 269 тысячах зарегистрированных плательщиков, а в год из страны выводится около 11 млрд долларов капитала без налогообложения в принципе или по ставке 2,6% с пассивных доходов нерезидента, целесообразность "старого" налога на прибыль вызывает большие вопросы. А устоявшаяся практика "сбора" налога на уровне налоговой нагрузки уже давно исказила такую экономическую категорию как прибыль и принцип ее налогообложения. И как раз в таких реалиях переход к модели налога на выведенный капитал может дать неожиданно положительный результат.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK