Переключиться на мобильную версию

Страхование жизни-2019

Количество компаний, имеющих лицензии по страхованию жизни, продолжает сокращаться.
Жизнь тоже можно застраховать
Жизнь тоже можно застраховать
depositphotos.com

Страхование жизни, несмотря на свою невысокую популярность, в Украине есть и даже понемногу развивается. В страховых компаниях уверены, что под надзором НБУ интерес к лайф-страхованию возрастет. А после запуска реформы пенсионной системы и вовсе рассчитывают на лайф-бум. 

Об этом сообщают Деньги.ua.

Количество компаний, имеющих лицензии по страхованию жизни, продолжает сокращаться. На 30 июня 2019 года услуги страхования жизни предоставляли всего 26 компаний, тогда как всего годом  ранее – на пять больше. Тем не менее, объем этого рынка в первом полугодии 2019 года увеличился – об этом ниже. В то же время, идет концентрация рынка. Как сообщила “Деньгам“ директор СК “ПЗУ Страхование жизни“ Марина Наумова, количество лайфовых компаний последние пять лет неуклонно сокращается, но при этом наблюдается все более высокая концентрация рынка в руках компаний-лидеров. Фактически основную долю страховых платежей – свыше 95% – аккумулирует топ-10 компаний. В частности,  MetLife, Уника Жизнь, ТАС Лайф, ПЗУ Украина Страхование жизни, АСКА Жизнь, ARX Life (бывшая АХА).

Читай также: Рейтинг страховых компаний – 2019

В 2019 году слияний и поглощений на рынке не было. Единственное крупное поглощение датировано еще октябрем 2018 года – это покупка страховых компаний французской группы AXA (СК “АХА“ и СК “АХА Лайф“) международной канадской страховой группой Fairfax Financial Holdings. В 2019 году был проведен ребрендинг, и теперь компании носят имена СК “ARX“ и СК “ARX Life“. “Сам факт наличия такой сделки говорит о привлекательности украинского страхового рынка для иностранного инвестора“, – считает Марина Наумова.

По данным Нацкомфинуслуг, в первом полугодии 2019 года было застраховано 2,07 млн. физлиц, что на 62,6% больше, чем за первое полугодие 2018-го.Общее количество застрахованных физлиц в Украине на 30 июня – 4,74 млн. человек.

Валовые страховые платежи за первых шесть месяцев 2019 года составили 2,1 млрд. грн. Это на 20,7% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Из указанной суммы 2 млрд. грн. поступило от физлиц, еще 80,7 млн. грн. — от юрлиц. А вот объем выплат составил всего 284,6 млн. грн. Что не должно настораживать – страхование жизни, тем более, накопительное, является долгоиграющим продуктом, по подавляющему большинству накопительных полисов еще не наступили сроки выплат.

Читай также: Страховые полисы КАСКО компании снабжают новыми ограничениями

Впрочем, это все – общие данные по различным договорам страхования жизни. Собственно, накопительное страхование развивается не слишком резво. По данным Insurance Top, на 30 июня 2019 года договора накопительного страхования имели 381,6 тыс. человек (данные десяти крупнейших компаний). То есть всего 8% общего количества всех застрахованных по программам страхования жизни. А сумма страховых платежей граждан за 6 месяцев 2019 года – 888,9 тыс. грн. Это – 0,04% общей суммы поступлений от физлиц по договорам страхования жизни в первом полугодии. Подавляющее большинство лайфовых страховок – все же те, что сопровождают банковские кредиты: когда банк требует от заемщика застраховать его жизнь.

  • Как страхуют

Что нового в лайф-страховании? Диджитализация и переход к электронным полисам. “Основная тенденция на страховом рынке – это предоставление удобного сервиса для потребителя и содействие росту уровня доверия граждан к страховым компаниям. Это предполагает замену бумажных полисов электронными, упрощение процесса выбора и оплаты страхового продукта, обслуживание онлайн и чат-боты для покупки страховых продуктов“, – говорит Татьяна Рыжова, генеральный директор АСК “ИНГО Украина Жизнь“. Из нововведений в компаниях отмечают внедрение систем электронного документооборота. “Мы активно используем электронную цифровую подпись и заключаем договора в электронном виде. Мы подключаем наши нон-лайфовые каналы для продаж лайфовых продуктов“, – объясняет свою тактику Вячеслав Гавриленко, генеральный директор компании “ARX Life“, заместитель председателя правления СК “ARX“. По его словам, сейчас наблюдается растущий спрос со стороны клиентов, как розничных, так и корпоративных, на лайфовые и личные виды страхования.

  • Накопления где?

В мировой практике накопительное страхование жизни – это стандартный и действенный способ позаботиться о себе и своих близких. Доля застрахованного населения в экономически развитых странах достигает порядка 80%. В Украине, увы, нет. Хотя лайфовые страховые компании активно продвигают и расхваливают накопительные полисы страхования жизни, инвестировать в них готовы считанные граждане. Как уже было отмечено выше, около 400 тысяч человек, то есть капля в море. Объясняется это отчасти тем, что лайфовые страховые продукты довольно сложные, и этот способ сбережений малопонятен гражданам.

Читай также: Как меняется в 2019 году цена страховки автомобилей

Но, пожалуй, главной причиной является тотальное недоверие украинцев к финансовым продуктам без гарантий. “Сдерживающими факторами являются низкая финансовая грамотность населения и уровень жизни, отсутствие современных финансовых инструментов для внедрения новых видов страхования (например, unit-linked), а также устаревшее страховое законодательство и отсутствие пенсионной реформы“, – объясняет Марина Наумова.

Добавим: у многих украинцев, заключивших договора накопительного страхования, номинированные в валюте, до 2008-го и до 2014 года после девальвации гривны возникли серьезные проблемы. Им пришлось разрывать договора, так как вносить резко подорожавшие в гривне взносы они не могли, а модифицировать договора соглашались далеко не все лайфовые страховщики.

В Украине сегодня продаются классические лайфовые страховые продукты. Это – рисковые договора, которые обеспечивают страховую защиту на случай смерти и других рисков (травма, критические заболевания, инвалидность). А также накопительные договора страхования жизни, которые предусматривают страховую выплату в случае смерти застрахованного лица в течение срока действия договора страхования, и в случае дожития до окончания срока действия договора или до начала аннуитетных выплат.

Читай также: Здоровье - по лимиту: Сколько в Украине стоит лечение

Накопительные договора также могут включать рисковую составляющую – страхование на случай смерти, временной потери трудоспособности и критических заболеваний. “Активнее развивается рисковый лайф, которым страховщики сопровождают накопительные долгосрочные программы, а также продают автономно. Женская онкология, патология во время беременности, патология плода, хирургические вмешательства, травматизм – риски, которые лайфовики включают в свои программы. Такие лайф-продукты являются дополнением к традиционному медицинскому страхованию“, – рассказывает Вячеслав Гавриленко.

  • Жизнь после сплита

Принятие закона “о сплите“ (переход страховых компаний под надзор и регулирование НБУ с 1 июля 2020 года) породил новые надежды и ожидания. Прежде всего, на укрепление надежности лайф-компаний. Национальный банк Украины выдвигает три основных требования к страховщикам: наличие и достаточность собственного капитала, прозрачная структура собственности и соблюдение законодательства о финансовом мониторинге. На данный момент эти требования и так проверяются Нацкомфинуслуг на постоянной основе. Более того, с 1 января 2019 года Нацкомфинуслуг обязал лайфовые СК подавать актуарный отчет (фактически – отчет о соответствии возможностей компании проводить в будущем выплаты), в котором актуарии проверяют адекватность резервов и активов страховых компаний, выплаты, ключевые показатели деятельности страховой компании и оценку влияния основных тенденций рынка на платежеспособность компании.

Читай также: НБУ застрахует своих сотрудников на 90 млн грн

“Представитель НБУ также заявил, что Нацбанк будет работать над тем, чтобы гармонизировать требования к компаниям по страхованию жизни по международным стандартам. Это должно защитить права потребителя страховых продуктов и комплексно контролировать поведение рынка“, – комментирует Татьяна Рыжова.

В лайфовых СК говорят о том, что новый регулятор сможет наладить более конструктивный диалог со страховыми компаниями. “Я думаю, что новый регулятор – это плюс и для клиентов, поскольку начнется построение системы пруденциального надзора. А это означает, что уходить «по-английски» с рынка страховые компании уже не смогут“, – уверена Марина Наумова. Только за последние несколько лет рынок покинули СК “Гарант-Лайф“, СК “Зенит“, СК “ЭККО“, СК “Ильичевская-Жизнь“, СК “Классик Страхование“. И не просто покинули – ушли вместе с деньгами клиентов.

Например, экс-глава правления СК “Гарант-Лайф“, как сообщалось, в 2015–2016 годы присвоил средства клиентов на сумму около 40 млн. грн. В результате более 10 тыс. человек, заключивших договоры на страхование здоровья и жизни с компанией, были лишены возможности получить страховые возмещения. Никаких государственных гарантий для застрахованных на этот случай пока не предусмотрено. Сейчас говорят о законопроекте, согласно которому Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) может стать администратором Фонда гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни. Но пока это лишь разговоры, все только “в проекте“.

Среди положительных новшеств страховщики выделяют и подписанный президентом 22 октября 2019 года закон о защите прав потребителей финансовых услуг. “У клиентов будет больше инструментов и возможностей оспаривать действия недобросовестных страховщиков. Страховые компании будут обязаны изменить подход в продажах, в том числе через банковские каналы. Страховщиков и банкиров обяжут раскрывать больше финансовой информации о составляющих лайфовых продуктов. Думаю, аналогичный процесс будет и в продажах через МЛМ-брокеров“, – уверен Вячеслав Гавриленко.

Читай также: Для получения выплаты по медицинскому полису нужен тест на алкоголь

Также все компании оптимистично встретили изменения в законодательстве о валютных договорах. 7 мая 2019 года вступили в силу нормы, связанные с возможностью заключения договоров страхования жизни и расчетов по ним в иностранной валюте. Это позволит лайфовым компаниям значительно расширить линейку социально-накопительных страховых продуктов и смягчить последствия валютных рисков. “Согласно внесенным изменениям, страховые компании, которые предоставляют услуги по страхованию жизни и рассчитываются по договорам в иностранной валюте, должны обеспечить соблюдение норматива платежеспособности и достаточности капитала и получить лицензию на валютные операции“, – объясняет Татьяна Рыжова. По ее словам, это нововведение должно стать еще одним фактором обеспечения страховых вкладов и повысить доверие к долгосрочным видам страхования жизни. “Это расширит спектр предложений страховщиков и даст новые возможности для клиентов, что особенно актуально для долгосрочных накопительных контрактов“, – соглашается с коллегой г-н Гавриленко.

По мнению члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, в рамках обновленного парламента и правительства важно вернуться к дискуссии относительно внесения изменений в Налоговый кодекс, направленных на стимулирование развития корпоративного страхования жизни. Новые нормы должны положительно повлиять на страховые продукты и позволят избежать двойного налогообложения при страховой выплате по дожитию. “Для нас важно, чтобы были внесены изменения в Налоговый кодекс, которые предоставят работодателям налоговые льготы при оплате договоров страхования жизни для своих сотрудников“, – подчеркивает Марина Наумова. Рынок также ожидает внедрения пенсионной реформы, хотя данные изменения, вероятнее всего, произойдут не так скоро. “Мы ожидаем, что пенсионная реформа позволит страховым участвовать во втором уровне накопительной системы, это станет серьезным стимулом для развития накопительного пенсионного страхования“, – надеется Вячеслав Гавриленко.

Читай также: Как выгодно застраховать квартиру или дом

  • Как мы считали

В выборку для рейтинга вошло 8 компаний. Основные требования к участникам рейтинга – высокая доля клиентов-физлиц (выше 90%), а также серьезный срок работы на рынке – не менее 10 лет. Также учитывался тот факт, что компания работает с накопительным страхованием жизни, а не только страхует жизнь банковских заемщиков. Объем активов и привлеченных платежей тоже учитывался. Итак, в рейтинг не попала компания “ИНГО Жизнь“ из-за небольшого объема накопительных договоров с физлицами, а также компания “Гринвуд Лайф Иншуранс“ по причине не слишком большого опыта работы на рынке. “Деньги“ оценивали компании по страхованию жизни по пяти ключевым показателям. В основе рейтинга – важный коэффициент – покрытие резервов собственным капиталом с весовой долей в рейтинге 0,2. Также важна динамика резервов вместе с ростом или падением премий. Оба показателя говорят о том, насколько эффективно компания ведет бизнес, привлекает новых клиентов и увеличивает ресурсную базу. Их вес – 0,15 и 0,1 соответственно. Четвертым индикатором стало соотношение выкупных сумм и премий. Оптимальным считается результат не выше 5%. Если значительно больше, страховщик теряет деньги и страхователей. Вес этого показателя в рейтинге – 0,15. Важнейшим критерием устойчивости, по нашему мнению, является репутация акционера. Поэтому пятый показатель в рейтинге с весовым коэффициентом 0,4 – репутация владельца. Общий результат появился путем суммирования промежуточных коэффициентов, взвешенных на их доли. Итоговый коэффициент умножен на 100 для удобства рейтингования.

Топ-6 трендов
Топ-6 трендов
dengi.ua

Рейтинг надежности компаний
Рейтинг надежности компаний
dengi.ua

Светлана Слесарук


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь