С сентября по апрель 2025/26 маркетингового года (МГ) Украина поставила на внешние рынки лишь 3,3 млн тонн подсолнечного масла, что на 25% меньше объема экспорта за аналогичный период прошлого сезона. Это самый низкий показатель за последние девять лет — с 2016/17 МГ.
Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию «АПК-Информ».
При этом, несмотря на спад, Европейский союз остается основным направлением для экспорта украинского масла, тогда как позиции на азиатских рынках продолжают ослабевать. Об этом рассказала аналитик масличного сектора ИА «АПК-Информ» Светлана Киричок во время выступления на четвертой международной масложировой конференции "FOC 2025: Fats and Oils Conference", которая состоялась 3 июня в Алматы.
По словам эксперта, снижение экспорта обусловлено, в первую очередь, падением объемов переработки подсолнечника в Украине. Это связано с самым низким с 2016 года урожаем культуры в 2024 году, а также с низкой активностью продаж со стороны фермеров и убыточностью переработки.
Также Светлана Киричок отметила, что Украина существенно утратила долю на азиатском рынке из-за сложностей с логистикой и конкуренции со стороны более доступного по цене соевого масла, а также подсолнечного масла, поставляемого из России и Аргентины.
Хотя в текущем сезоне (сентябрь-март) объем поставок украинского подсолнечного масла в Индию увеличился почти втрое, лидирующую позицию на этом рынке занимает российская продукция, доля которой превышает 50% от общего импорта подсолнечного масла в страну.
На китайском рынке также зафиксировано снижение: доля украинского масла в импорте Китая за период с сентября по март сократилась до 15%, тогда как годом ранее составляла 28%. В то же время на российское масло пришлось около 61% (против 62% в прошлом сезоне), а доля казахстанской продукции выросла с 9% до 19%.
«Основным рынком сбыта для украинского масла остается рынок Евросоюза, где оно практически не имеет никакой конкуренции. В этом направлении за 8 месяцев текущего сезона было отгружено чуть больше половины общего экспорта. Доля Украины в общей структуре импорта этого продукта Евросоюзом в текущем сезоне составляет почти 95%, хотя отгрузки по этому направлению снизились на 35%», - подчеркнула Светлана Киричок.
Ранее Dengi.ua сообщали о том, что средние цены среди топ-5 продуктов украинского агроэкспорта в расчете на тонну больше всего выросли на подсолнечное масло – 1 174 долл., что на 37,8% больше чем в 2024 году (852 долл.).
Также Dengi.ua писали, что, по словам министра агрополитики Виталия Коваля, Украина производит в 20 раз больше подсолнечного, рапсового и соевого масла, чем потребляет.


