«Сейчас рынок депозитных программ настолько разнообразен, что добавить что-то принципиально новое очень сложно. Поэтому банки будут пытаться привлечь клиентов другими способами. В целом, рынок будет ориентироваться на Интернет-технологии и Интернет-продажи», - говорит председатель правления Юнекс Банка Андрей Яцура.
Кроме того, что это удобно для клиента – нет нужды выходить из дома и ехать в отделение, активное использование Интернет-продаж существенно сокращает расходы финансового учреждения на аренду помещений и оплату человеческого труда.
Несмотря на то, что административные издержки украинских банков с начала кризиса были снижены с 18% до 15% в общей сумме расходов, этот показатель остается одним из самых высоких в Европе, в том числе Центральной и Восточной. Средний уровень административных расходов в банках ЦВЕ составляет 5-7%. Поэтому украинским банкам еще есть над чем работать.
Кроме того, Украина, по оценке Internet World Stats, входит в десятку стран Европы с самым высоким «проникновением» Интернета в жизнь граждан. На данный момент он составляет 33,7%. Но уже в 2012 году, по прогнозам аналитиков компании, достигнет 69%. А количество пользователей в Украине достигнет 33,8 млн. человек (сейчас около 15 млн. человек).
При этом, Интернет-банкингом в Украине пользуются всего 800 тыс. граждан. Причины две. Первая – небольшое количество финучреждений, который имеют такой канал продаж. Сейчас полноценный интернет-банкинг предлагает около десяти банков – Приватбанк, ПУМБ, ОТП Банк, Укрэксимбанк, Universal Bank, Альфа-Банк, «Финансы и Кредит», Укрсоцбанк, VAB Bank, Банк Кредит-Днепр, SEB Bank и несколько других более мелких банков.
Вторая причина – у большинства банков доступ к Интернет-банкингу платный. Но в скором времени ситуация возможно изменится к лучшему. К примеру, банк «Форум», который совсем недавно открыл Интернет-канал обслуживания свои клиентов, сделал доступ и обслуживание в сети бесплатным.
«Конечно, стоимость услуг, предоставляемых банков сохранится, просто она не будет отличаться от того, что заплатил бы человек, зайдя в отделение. Тем более, что для банка это намного дешевле, чем обслуживание клиента в отделении живым человеком», - отмечает глава правления Банка «Форум» Ярослав Колесник.
Вероятно, такую позицию вскоре поддержат и другие игроки рынка. Ведь в ситуации, когда конкурировать тарифами нет экономического смысла, битву за клиента выиграет тот, кто сделает доступ к своим услугам более простым и дешевым.
Напомним, с помощью Интернет-банкинга можно погашать кредит, переводить средства с одного счета на другой, оформлять и пополнять депозиты, оплачивать коммунальные услуги, а также проверять баланс счета платежной карты, сумму начисленных процентов, остаток долга по кредиту.