21 августа 2010 года вступили в силу изменения в Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Закон существенно расширил круг лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга (в частности, к ним теперь относятся нотариусы и риелторы). Напомним, что "субъектами первичного финансового мониторинга" являются те лица и структуры, которые обязаны доносить Госфинмониторингу в случае, если некая операция носит признаки "отмывания грязных денег".

После вступления в силу изменений в Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" общественность заговорила о тотальном контроле за ее расходами со стороны государства. СМИ переполнены статьями о том, что уже отслеживаются все финансовые операции граждан на сумму более 150 тысяч гривен (такие, как обмен валюты или покупка автомобиля, сделки с недвижимостью свыше 400 тысяч гривен), а лица, осуществляющее такие операции, должны раскрывать источники происхождения денег.

Но я хочу обратить внимание, что далеко не все финансовые операции, которые указаны выше, подлежат финмониторингу. Нотариусы и риелторы должны подавать сведения в Госфинмониторинг только в том случае, если у них возникают подозрения, что деньги появились у участника сделки незаконным путем. Кроме того, пока ни Министерство юстиции, ни Госфинмониторинг не дали разъяснений относительно самой процедуры мониторинга и отчетности. В законе же есть лишь перечень признаков, на основании которых необходимо определять сомнительность операции. Таким образом, риелторы, адвокаты, нотариусы и другие субъекты первичного финансового мониторинга в принципе не могут исполнять новые обязанности и не могут быть привлечены к ответственности за неподачу каких-либо данных в той или иной форме.

Как результат, пока не приняты соответствующие подзаконные акты, субъекты финансового мониторинга не подают информацию о "подозрительных" финансовых операциях, так как нет порядка ее подачи. Хотя не исключено, что они уже отслеживают все операции, накапливают соответствующую информацию, а когда будет принят соответствующий порядок, передадут ее "куда следует".

Но даже в случае появления подзаконной базы, например, у нотариусов есть возможность не "стучать" на своих клиентов. Закон оставляет право за нотариусами, адвокатами и лицами, которые предоставляют юридические услуги, не уведомлять Госфинмониторинг о своих подозрениях относительно финансовых операций, в случае если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, адвокатской или профессиональной тайны. Уверен, что указанное право будет довольно часто реализовываться на практике.

Но если информация о сделках все же попала в Госфинмониторинг, это тоже нельзя считать катастрофой. После изучения дела, если нет признаков легализации средств, полученных преступным путем (то есть выяснится, что деньги на покупку недвижимости не были получены, например, от торговли наркотиками или оружием), то Комитет разве что может передать данные в налоговую. Это возможно, когда, например, гражданин имеет официальную зарплату 300 гривен и при этом покупает жилье за миллион гривен. После этого работники налоговой непременно свяжутся с гражданином и потребуют объяснить источник происхождения денег. И уже после проведения проверки будет принято решение о привлечении или непривлечении к ответственности. Только если налоговой удастся доказать, что участник сделки уклонялся от уплаты налогов, ему грозит административный штраф либо уголовная ответственность (в зависимости от суммы неуплаченного налога).

Валентин Гвоздий,
управляющий партнер юридической фирмы "Гвоздий и Оберкович", председатель Киевского отделения Ассоциации адвокатов Украины

По материалам //