Шаткое положение гривны очень сильно повлияло на ценовую политику автоимпортеров, которые хлебнули сполна еще осенью 2008 года. Тогда украинцы, воспользовавшись резкой девальвацией гривны, наперегонки бежали в автосалоны, которые не успевали пересмотреть цены, зафиксированные исходя из соотношения «5 гривен/доллар». И хотя тот «праздник покупателя» продлился от силы месяц-два, тогда многим удалось купить машины «по старому курсу», сэкономив минимум 20%.

Сейчас дилеры ведут себя гораздо мудрее: они с завидной регулярностью обновляют ценники, следуя за нестабильным курсом гривны, и уверяют, что отныне «плавающие» цены на авто станут делом обыденным.

«Стоимость устанавливает производитель и импортер. Поэтому если компания, с конвейера которой сошел автомобиль, сформировала цену в 10 тыс. долл., то поставщик должен ее отдать. И неважно, сколько стоит доллар, 10 гривен или 20», – объяснил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко во время круглого стола, организованного «Деньгами» (см. стр. 14).

Дабы не создавать панику среди покупателей, многие импортеры еще с конца февраля, когда валютный курс «лихорадило» особенно сильно, скрыли стоимость автомобилей на своих сайтах. Салоны поступили так же, а еще перевели ценники в шоу-румах в режим «спроси менеджера»: «Пришли с женой выбирать автомобиль, а все ценники замазаны маркером, – рассказывает киевлянин Виктор Продаев. – Консультант признался, что им просто лень каждый день переписывать прайс».

Более того, меняется стоимость не только импортируемых авто, но и собираемых в Украине. Например, цены на весь модельный ряд ЗАЗ в первой половине марта также не афишировались. Отечественные производители следуют общей линии, закладывая в стоимость своих авто валютную составляющую, так как узлы и комплектующие для сборки машин все равно завозятся из-за границы. Понятно, что чем больше процесс изготовления авто похож на крупноузловую сборку, тем весомее в их цене валютная составляющая. А значит больше причин полностью привязать розничную цену к курсу гривны, к долларам или евро.

Держат, но с трудом

Цены на автомобили не вернутся к прежним значениям. Это факт. Ведь теперь в стоимость машин заложены не только спецпошлины и утилизационный сбор, а также упавший курс гривны. В цену также включаются девальвационные риски, опасения сложностей административного характера при покупке валюты и пессимистичные ожидания перспектив экономики в целом.

Тем не менее, приобрести автомобиль со скидкой (читайте – по близкой к «старой» цене) все еще реально. Например, до недавнего времени импортеры, которые имели растаможенные ранее авто, распродавали складские запасы, исходя из курса на уровне 8–8,3 грн./долл., что вызвало ажиотаж в салонах. «Но сейчас такие авто практически закончились, и все бренды перешли на курс, который устанавливается ежедневно в соответствии с результатами торгов на межбанковском рынке», – говорит генеральный директор «ВиДи АвтоСити» Артем Ткаченко.

И все же большинство автосалонов, понимая, что резкий рост цен отпугнет покупателей, всеми силами продолжает удерживать скидки, соглашаясь до конца марта сбрасывать до 10–20% регулярной стоимости. Такие акционные предложения есть у Hyundai, Seat, Renault, Toyota, Peugeot, Citroen, Volkswagen, периодически они появляются и у других брендов.

Затянувшиеся скидки – ситуация для весны непривычная. Подобная щедрость точно не связана с ушедшими новогодними и рождественскими праздниками. Ее явная причина – распродажа «остатков» автомобилей, завезенных по старому валютному курсу. «На лимитированный склад многие импортеры зафиксировали цены, но таких машин уже практически не осталось. Кроме того, дилеры могут давать скидки на какие-то менее ходовые модели», – объясняет директор департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк.

Продолжаться это будет максимум до апреля, пока запасы окончательно не иссякнут. И тогда импортерам придется в очередной раз менять ценники. А склады действительно пустеют очень быстро: уже многие автомобили Volkswagen, Skoda, Renault, Nissan можно приобрести исключительно под заказ.

Склады в «минус»

То, что импортеры и дилеры застыли в ожидании укрепления гривны, играет на руку тем покупателям, которые не поддались общей панике. Выждав наиболее удобный момент, они смогут приобрести авто по наиболее благоприятной в нынешних реалиях стоимости. Например, к середине марта на межбанковском рынке курс по отношению к доллару уже вплотную приблизился к отметке в 9 гривен. И это после 10 с лишним еще пару недель назад. Соответственно, дешевеют и автомобили (см. таблицу…).

С другой стороны, дефицит у импортеров может сохраняться неопределенное время. «Склады на данный момент пополняются в большинстве случаев «под клиента» и только при наличии предоплаты. Держать широкий ассортимент в данный момент нет возможности», – отмечает Александр Вовк.

И даже невзирая на то, что импортер делает предзаказ почти на полгода вперед, расчет с компанией-производителем все равно проводится по актуальному на момент поставки авто курсу. А значит дороже, если курс снова поплывет, и эта нагрузка перекладывается на плечи покупателя.

Стабилизировать цены импортеры будут готовы лишь после того, как курс прекратит свои лихорадочные прыжки. «Очевидно, что это уже не 8 грн./долл., но если курс стабилизируется в рамках 9–9,5 грн., (регулярный) импорт постепенно возобновится», – предполагает Артем Ткаченко. Тогда же можно будет рассчитывать и на скидки или акционные предложения. До этого момента остается лишь выбирать из остатков, завезенных еще 2013 году, либо накапливать сбережения для покупки машины именно в валюте, в которой номинированы входные цены на облюбованную марку.

Что происходит с ценами на авто сейчас?

- меняются каждый день, в зависимости от колебаний валютного курса;

- дилеры до сих пор готовы сбрасывать до 10–20% на авто, завезенные до девальвации;

- новые поставки только под заказ и с условием предоплаты;

- уже к апрелю на складах дилеров будет дефицит, который они ликвидируют только после стабилизации курса.

Как менялись цены на отдельные марки и модели автомобилей*

 

На 24.02.2014

На 28.02.2014

На 6.03.2014

На 14.03.2014

Peugeot 301

128 тыс. грн.

145 тыс. грн.

145 тыс. грн.

 

Volkswagen Golf

252 тыс. грн.

300 тыс. грн.

275 тыс. грн.

 

Toyota Auris

199 тыс. грн.

248 тыс. грн.

231 тыс. грн.

 

Nissan X-Trail

269 тыс. грн.

269 тыс. грн.

253 тыс. грн.

 

Renault Dokker Van

146 тыс. грн.

170 тыс. грн.

156 тыс. грн.

 

* По данным импортеров и дилеров.