Шаткое положение гривны очень сильно повлияло на ценовую политику автоимпортеров, которые хлебнули сполна еще осенью 2008 года. Тогда украинцы, воспользовавшись резкой девальвацией гривны, наперегонки бежали в автосалоны, которые не успевали пересмотреть цены, зафиксированные исходя из соотношения «5 гривен/доллар». И хотя тот «праздник покупателя» продлился от силы месяц-два, тогда многим удалось купить машины «по старому курсу», сэкономив минимум 20%.
Сейчас дилеры ведут себя гораздо мудрее: они с завидной регулярностью обновляют ценники, следуя за нестабильным курсом гривны, и уверяют, что отныне «плавающие» цены на авто станут делом обыденным.
«Стоимость устанавливает производитель и импортер. Поэтому если компания, с конвейера которой сошел автомобиль, сформировала цену в 10 тыс. долл., то поставщик должен ее отдать. И неважно, сколько стоит доллар, 10 гривен или 20», – объяснил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко во время круглого стола, организованного «Деньгами» (см. стр. 14).
Дабы не создавать панику среди покупателей, многие импортеры еще с конца февраля, когда валютный курс «лихорадило» особенно сильно, скрыли стоимость автомобилей на своих сайтах. Салоны поступили так же, а еще перевели ценники в шоу-румах в режим «спроси менеджера»: «Пришли с женой выбирать автомобиль, а все ценники замазаны маркером, – рассказывает киевлянин Виктор Продаев. – Консультант признался, что им просто лень каждый день переписывать прайс».
Более того, меняется стоимость не только импортируемых авто, но и собираемых в Украине. Например, цены на весь модельный ряд ЗАЗ в первой половине марта также не афишировались. Отечественные производители следуют общей линии, закладывая в стоимость своих авто валютную составляющую, так как узлы и комплектующие для сборки машин все равно завозятся из-за границы. Понятно, что чем больше процесс изготовления авто похож на крупноузловую сборку, тем весомее в их цене валютная составляющая. А значит больше причин полностью привязать розничную цену к курсу гривны, к долларам или евро.
Цены на автомобили не вернутся к прежним значениям. Это факт. Ведь теперь в стоимость машин заложены не только спецпошлины и утилизационный сбор, а также упавший курс гривны. В цену также включаются девальвационные риски, опасения сложностей административного характера при покупке валюты и пессимистичные ожидания перспектив экономики в целом.
Тем не менее, приобрести автомобиль со скидкой (читайте – по близкой к «старой» цене) все еще реально. Например, до недавнего времени импортеры, которые имели растаможенные ранее авто, распродавали складские запасы, исходя из курса на уровне 8–8,3 грн./долл., что вызвало ажиотаж в салонах. «Но сейчас такие авто практически закончились, и все бренды перешли на курс, который устанавливается ежедневно в соответствии с результатами торгов на межбанковском рынке», – говорит генеральный директор «ВиДи АвтоСити» Артем Ткаченко.
И все же большинство автосалонов, понимая, что резкий рост цен отпугнет покупателей, всеми силами продолжает удерживать скидки, соглашаясь до конца марта сбрасывать до 10–20% регулярной стоимости. Такие акционные предложения есть у Hyundai, Seat, Renault, Toyota, Peugeot, Citroen, Volkswagen, периодически они появляются и у других брендов.
Затянувшиеся скидки – ситуация для весны непривычная. Подобная щедрость точно не связана с ушедшими новогодними и рождественскими праздниками. Ее явная причина – распродажа «остатков» автомобилей, завезенных по старому валютному курсу. «На лимитированный склад многие импортеры зафиксировали цены, но таких машин уже практически не осталось. Кроме того, дилеры могут давать скидки на какие-то менее ходовые модели», – объясняет директор департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк.
Продолжаться это будет максимум до апреля, пока запасы окончательно не иссякнут. И тогда импортерам придется в очередной раз менять ценники. А склады действительно пустеют очень быстро: уже многие автомобили Volkswagen, Skoda, Renault, Nissan можно приобрести исключительно под заказ.
Склады в «минус»
То, что импортеры и дилеры застыли в ожидании укрепления гривны, играет на руку тем покупателям, которые не поддались общей панике. Выждав наиболее удобный момент, они смогут приобрести авто по наиболее благоприятной в нынешних реалиях стоимости. Например, к середине марта на межбанковском рынке курс по отношению к доллару уже вплотную приблизился к отметке в 9 гривен. И это после 10 с лишним еще пару недель назад. Соответственно, дешевеют и автомобили (см. таблицу…).
С другой стороны, дефицит у импортеров может сохраняться неопределенное время. «Склады на данный момент пополняются в большинстве случаев «под клиента» и только при наличии предоплаты. Держать широкий ассортимент в данный момент нет возможности», – отмечает Александр Вовк.
И даже невзирая на то, что импортер делает предзаказ почти на полгода вперед, расчет с компанией-производителем все равно проводится по актуальному на момент поставки авто курсу. А значит дороже, если курс снова поплывет, и эта нагрузка перекладывается на плечи покупателя.
Стабилизировать цены импортеры будут готовы лишь после того, как курс прекратит свои лихорадочные прыжки. «Очевидно, что это уже не 8 грн./долл., но если курс стабилизируется в рамках 9–9,5 грн., (регулярный) импорт постепенно возобновится», – предполагает Артем Ткаченко. Тогда же можно будет рассчитывать и на скидки или акционные предложения. До этого момента остается лишь выбирать из остатков, завезенных еще 2013 году, либо накапливать сбережения для покупки машины именно в валюте, в которой номинированы входные цены на облюбованную марку.
Что происходит с ценами на авто сейчас?
- меняются каждый день, в зависимости от колебаний валютного курса;
- дилеры до сих пор готовы сбрасывать до 10–20% на авто, завезенные до девальвации;
- новые поставки только под заказ и с условием предоплаты;
- уже к апрелю на складах дилеров будет дефицит, который они ликвидируют только после стабилизации курса.
| На 24.02.2014 | На 28.02.2014 | На 6.03.2014 | На 14.03.2014 |
Peugeot 301 | 128 тыс. грн. | 145 тыс. грн. | 145 тыс. грн. | |
Volkswagen Golf | 252 тыс. грн. | 300 тыс. грн. | 275 тыс. грн. | |
Toyota Auris | 199 тыс. грн. | 248 тыс. грн. | 231 тыс. грн. | |
Nissan X-Trail | 269 тыс. грн. | 269 тыс. грн. | 253 тыс. грн. | |
Renault Dokker Van | 146 тыс. грн. | 170 тыс. грн. | 156 тыс. грн. | |
* По данным импортеров и дилеров.