Помочь мог бы новомодный трейд-ин, благо все больше автосалонов предлагают такую услугу. Но в реальности все оказывается не так просто. Как упростить и удешевить замену старого авто на новое – вот этой задачей занялись «Деньги».
Услуга трейд-ин или выкуп подержанного автомобиля в зачет стоимости нового в Украине предоставляется не так давно и в немного странном виде – через биржи и с занижением реальном стоимости, в обход высоких налогов. Законопроект №4385 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа товаров, бывших в употреблении)», принятый недавно в первом чтении, должен приблизить трейд-ин по-украински к мировому образцу. Когда закон вступит в силу, «трейд-ин» будет не просто так называться, но еще и соответствовать тому, что под этим подразумевается: автосалоны смогут выкупать подержанные автомобили в счет новых машин.
Финансист Виктор Романенко приобрел свой Mercedes-Benz S-600 три года назад на комиссионной площадке официального дилера. Сразу скажем: автомобилем герой истории доволен по сей день и претензий к продавцу не имеет. Однако интересно в его рассказе другое: а именно то, как происходила сделка. Когда Виктор выбрал автомобиль, в автосалоне ему выдали ключи, техпаспорт, биржевое соглашение и номер телефона бывшего владельца, отдавшего свой автомобиль автосалону. Менеджер объяснил, что полностью закончить все формальности удастся лишь через несколько дней. В назначенное время герой истории позвонил продавцу, и они договорились о встрече в МРЭО. На встрече присутствовали покупатель, бывший владелец и менеджер автосалона. Всей гурьбой они переоформляли автомобиль и техпаспорт, после чего ударили по рукам и больше никогда не виделись.
Дело в том, что до сих пор при продаже автомобиля через так называемый трейд-ин в большинстве случаев владелец автомобиля выписывал генеральную доверенность на менеджера автосалона. Когда находился покупатель на подержанный автомобиль, сделка осуществлялась через биржевое соглашение купли-продажи имущества, причем обычно с занижением стоимости автомобиля.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко говорит, что пока ни одна сделка по продаже автомобиля трейд-ин в Украине не была оформлена классическим образом. Действующие пока законы таковы, что при продаже подержанного автомобиля через автосалон, помимо прочего, необходимо было уплатить НДС и подоходный налог. Экономической логики в таких требованиях нет никакой, соответственно, нет желающих отдать государству изрядные суммы. А если учитывать еще и комиссию автосалона, через который проводится сделка трейд-ин, то издержки на данной сделке вырастали до таких высот, что она становилась совершенно непривлекательной финансово. Намного выгоднее было продавать автомобиль самостоятельно (по объявлению) или просто отдать железного друга перекупщику на базаре.
«Из-за больших налоговых отчислений схема трейд-ин сегодня большинству дилеров невыгодна. Ее могут позволить себе только крупные салоны, да и те зачастую занимаются не трейд-ином, а комиссионной перепродажей автомобилей. При этом сумма комиссии, взимаемой салоном, составляет 15–20%», – говорит глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко. Он объясняет, что импорт автомобилей с пробегом сегодня невыгоден из-за высоких таможенных пошлин, а при перепродаже авто внутри страны взимается двойной НДС. «В результате дилерам приходится реализовывать автомобили с пробегом по полулегальным схемам. Закон об обратном выкупе даст возможность вывести торговлю на вторичном рынке в цивилизованное русло. В результате выиграют все: дилеры смогут легально реализовывать схему трейд-ин и наращивать объемы продаж, автовладельцы получат качественные товары, а государство – налоговые отчисления», – уверен Тарас Коваленко.
До 2008 года украинцы жадно накупали новые машины, поэтому развивать услуги, связанные с торговлей подержанными автомобилями, автосалоны не спешили. Однако кризис привел к тому, что спрос сместился в сторону более дешевых, в том числе подержанных машин. «Деньги» уже писали, что вторичный рынок перенес 2009 год лучше, чем рынок новых автомобилей. Одним словом, вслед за спросом должно измениться и предложение. Многие дилеры переориентировались на услуги для покупателей и продавцов подержанных автомобилей: сервис, продленную гарантию, трейд-ин, комиссионные площадки и т. д. «В Украине за прошедший год катастрофически снизились объемы реализации на первичном авторынке. Чтобы компенсировать потери от снижения реализации новых иномарок, автодилерам пришлось обратить внимание на сегмент подержанных», – говорит директор компании «Чойс Юкрейн» (страхование автомобилей от поломок и продленная гарантия) Максим Раснер.
Так что пишут?
Так чего ждать покупателям и продавцам, если законопроекту №4385 суждено сбыться? Первое и основное преимущество нового закона будет состоять в том, что это будет Закон. После его принятия продажа и покупка автомобилей трейд-ин станут менее рискованными. Основные его достоинства – уменьшение налоговой нагрузки. Правда, он ограничит возможность продавать авто через биржи – смогут оформлять только партии автомобилей, то есть не менее двух штук. Однако в каком виде и когда он вступит в силу, остается неясным.
Максим Раснер подтверждает, что сейчас основная часть сделок по обмену и купле-продаже б/у автомобилей проходит по «серым» схемам, которые весьма рискованны: «Ставится заведомо заниженная цена на авто при оценке его через биржу. При этом ни на какие гарантии качества проданного товара рассчитывать не приходится, да и от мошенничеств никто не застрахован». Г-н Раснер уверен, что после принятия нового закона владельцу будет незачем гнать авто на базар, размещать объявление в журналах или отдавать перекупщикам по заниженной цене. «Также можно будет сэкономить кучу времени, которое раньше тратилось на оформление документов в МРЭО, – говорит он. – Чтобы обменять автомобиль, достаточно будет просто прийти в салон и сдать свою старую машину в счет части стоимости либо нового, либо подержанного авто более высокого класса».
После принятия закона НДС будет начисляться не на полную стоимость авто, как это было раньше, а на разницу между ценой, по которой автомобиль приобретен автосалоном и ценой, за которую он был продан. «Но данная поправка выгодна в большей степени для дилеров», – подчеркивает Тарас Коваленко.
Кроме того, новый закон отменит налог с доходов физических лиц при продаже б/у автомобилей. «Дело в том, что сегодня, осуществляя продажу автомобиля, мотоцикла или моторного судна, физические лица платят либо 1% от полученных в результате сделки доходов, либо все 15% в том случае, если в течение года они продали более одного транспортного средства», – поясняет Тарас Коваленко.
Олег Назаренко тоже не согласен с действующей сейчас нормой. По его мнению, если человек два года назад купил автомобиль за $20 тыс., а сейчас его перепродает условно за $10 тыс., то это трудно назвать доходом. А согласно новому закону, подоходный налог будет взиматься, только если расходы на приобретение автомобиля меньше суммы, вырученной при его последующей продаже. К сожалению, курсовые колебания, которые могут повлиять на стоимость автомобиля, этот закон никак не учитывает. Например, автомобиль был куплен два года назад за $20 тыс. по курсу 5,05 грн/$ ( 101 тыс. грн). Сейчас его продают за $15 тыс. при курсе 8 грн/$ (120 тыс. грн) – то есть формально продавец с прибылью, и с нее попытаются взять налог. Как сообшщили «Деньгам» в одной из автодилерских компаний, «сейчас дорабатывается вопрос, как учесть инфляцию (девальвацию. – Авт.). Пока что он остается открытым, но участники рынка с оптимизмом ждут, какое решение будет принято».
Чего ждать?
Пока закон не принят, ни в чем нельзя быть уверенным. «В настоящее время законопроект об налогообложении доходов от операций обратного выкупа товаров бывших в употреблении №4385 (trade-in) принят только в первом чтении. В ближайших планах Верховной Рады рассмотрение этого законопроекта во втором чтении не значится. Поэтому сказать со 100-процентной уверенностью, что этот закон будет принят, пока нельзя», – поясняет адвокат, партнер юридической компании Campio Group Ltd Денис Осипенко.
«Деньги» обязательно напишут, когда закон будет принят, и расскажут, каковы его подводные камни. А пока автовладельцам придется пользоваться полулегальными схемами, уповая разве что на добросовестность автосалона-посредника, как это было в случае с Виктором Романенко, да на собственные осторожность и интуицию.
Итого: cейчас украинцы с куда большим интересом, чем раньше, смотрят на подержанные автомобили. Но пока продавать и покупать такие машины приходится по «серым схемам», из-за чего рискуют и продавец, и покупатель.
Где еще почитать
О продаже подержанных машин
Удобство продажи
Преимущества и недостатки существующих способов продажи автомобиля
| Способ продажи | Недостатки | Преимущества |
| Самостоятельно | Затраты времени, финансовые затраты на рекламу/въезд на автобазар (зависит от количества выходов объявлений и от количества въездов на рынок), риск мошенничества | Возможность выручить максимальную стоимость за свой автомобиль, отсутствие посредников |
| Через комиссионную площадку автосалона | Неопределенный срок продажи, комиссионные автосалону (до 15–20%) | Безопасность, возможность не заниматься показами и поиском покупателей |
| Трейд-ин с участием автосалона | Стоимость определяет автосалон | Безопасность, возможность не заниматься показами и поиском покупателей, а также на месте пересесть на новый автомобиль |
Проект
вноситься
народним депутатом України
В.Г. Крайнім
Закон України
“Про внесення змін до деяких законів України”
(щодо оподаткування доходів від операцій
зворотного викупу уживаних товарів)
Верховна Рада України постановляє:
І. Внести зміни до таких законодавчих актів України:
1. В Законі України “Про податок на додану вартість” (Відомості Верховної Ради (ВВР), 1997, № 21, ст.156, 1997, № 47, ст.294, 1997, № 51, ст.305, 1998, № 25, ст.147, 1998, № 52, ст.328, 2000, №43, ст.371, 2005, №17, №18-19,ст.267):
1) Доповнити пункт 1.4 статті 1 абзацом четвертим та п’ятим наступного змісту:
“Зворотний викуп — це система торгівлі, за якою платник податку (дилер) приймає від покупців уживані товари (у т.ч. транспортні засоби, обладнання, комп’ютерна та побутова техніка, мобільні телефони тощо) як часткову або повну сплату при придбанні ними нових товарів. Придбаваючи нові товари за системою зворотного викупу, покупець сплачує частину ціни або повну ціну нового товару уживаними товарами, а решту – грошовими коштами. При цьому, в часткову або повну оплату за новий товар приймається однорідний уживаний товар.
До зворотного викупу прирівнюються також операції з викупу уживаних товарів їх попереднім продавцем (дилером).
Дилер – це юридична особа чи фізична особа-підприємець, що займається купівлею-продажем товарів, цінних паперів, у тому числі придбаває (набуває за іншими цивільно-правовими договорами) уживані товари з метою зарахування їх вартості в часткову або повну оплату нового товару та подальшого їх продажу, незалежно від того, чи діє такий платник податку від свого імені або від імені іншої особи, за винагороду”;
2) Доповнити статтю 1 новим пунктом 1.19 такого змісту:
“1.19. а) Уживані товари – товари, що були у користуванні;
б) маржа (надбавка) – різниця між ціною продажу товару і ціною його придбання (без урахування податку на додану вартість, нарахованого на таку маржу), розрахованими за звичайними цінами.
Термін “однорідний товар” використовується у значенні, визначеному Законом України “Про оподаткування прибутку підприємств”.
3) У пункті 4.2 статті 4 після слів “у межах бартерних (товарообмінних) операцій” додати слова “крім операцій зворотного викупу уживаних товарів”, далі за текстом.
4) Доповнити пункт 4.7 статті 4 новим підпунктом 4.7.1 наступного змісту:
“4.7.1. Базою оподаткування операцій з поставки уживаних товарів за системою зворотного викупу є маржа (надбавка) між ціною продажу товару, придбаного на умовах зворотного викупу та ціною придбання уживаного товару (без урахування податку на додану вартість, нарахованого на таку маржу).
Дилер, який придбав уживані товари за системою зворотного викупу, не має права включати до складу податкового кредиту суму податку, нараховану продавцем такого товару на його маржу (надбавку).
Податок на додану вартість складає 20 % бази оподаткування та разом із маржею (надбавкою) включається до ціни продажу уживаного товару.
Дилер виписує в одному екземплярі податкову накладну на кожну операцію з поставки вживаних товарів за системою зворотного викупу, яка не передається покупцю, а залишається у платника податку для врахування у визначенні загальних податкових зобов’язань.
Податковий облік таких операцій ведеться дилером окремо від загального податкового обліку (за наявності такого)”.
2. В Законі України “Про податок з доходів фізичних осіб” (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2003, № 37, ст.308, 2004, № 52, ст.564, 2005, № 17, № 18-19, ст.267 ):
Статтю 12 Закону викласти у наступній редакції:
“Стаття 12. Оподаткування операцій з продажу або обміну об’єкта рухомого майна
12.1. Дохід платника податку від продажу об'єкта рухомого майна протягом звітного податкового року оподатковується за ставкою, встановленою пунктом 7.1 статті 7 цього Закону.
Оподатковуваним доходом фізичної особи вважається прибуток, тобто різниця між доходом від операцій з продажу або обміну рухомого майна та документально підтвердженими витратами на його придбання.
За відсутності підтвердження витрат на придбання такого майна, об’єктом оподаткування є вся сума доходу, отриманого від такого продажу або обміну. Документами, що підтверджують понесення витрат, є платіжні та/або розрахункові документи та/або нотаріально посвідчені договори купівлі – продажу.
12.2. Як виняток із пункту 12.1 цієї статті, при продажу одного з об’єктів рухомого майна у вигляді легкового автомобіля, мотоцикла, моторолера або моторного (парусного) човна, не частіше одного разу протягом звітного податкового року доходи продавця від зазначених операцій підлягають оподаткуванню за ставкою 0 відсотків від оціночної вартості проданого майна.
12.3. До продажу (обміну) рухомого майна прирівнюються операції з придбання господарюючим суб’єктом (дилером) у платника податку рухомого майна з метою зарахування його вартості в рахунок придбання таким платником нового рухомого майна, власником (розпорядником) якого є такий господарюючий суб’єкт (дилер).
Дохід (прибуток) фізичної особи, отриманий від такого продажу, визначається виходячи з ціни, зазначеної у договорі купівлі-продажу (міни), але не нижче ніж оціночна вартість такого об’єкта, розрахована згідно із Законом України „Про оцінку майна та майнових прав”.
Термін “зворотний викуп” вживається у значенні, визначеному Законом України “Про податок на додану вартість”.
12.4. Якщо стороною договору купівлі-продажу (міни) об'єктів рухомого майна є юридична особа (в тому числі при операціях, вказаних у п.12.3 цієї статті), чи фізична особа–підприємець, то вони під час нарахування доходу фізичній особі повинні виконати всі визначені цим Законом функції податкового агента.
Якщо рухоме майно продається (обмінюється) за посередництвом юридичної особи (її філії, відділення, іншого відокремленого підрозділу) або представництва нерезидента, чи фізичної особи–підприємця, то під час укладання договору купівлі-продажу (міни) через таких посередників платник податку зобов'язаний вчинити дії щодо сплати до бюджету податку з доходу від операцій з відчуження (міни) об'єктів рухомого майна, а посередник – дії щодо контролю за сплатою податку та подання органу державної податкової служби за своєю податковою адресою інформації у порядку та строки, встановлені законом для податкового розрахунку.
Якщо сторонами договору купівлі-продажу (міни) рухомого майна є фізичні особи, то нотаріус під час посвідчення угоди виконує функції податкового агента в частині перевірки факту сплати одержувачем доходу податку до бюджету та подає органу державної податкової служби за місцем розташування державної нотаріальної контори або робочого місця приватного нотаріуса інформацію щодо суми доходу та суми сплаченого до бюджету податку у порядку та строки, встановлені для податкового розрахунку”.
3. Пункт 7 статті 1 Закону України “Про збір на обов’язкове державне пенсійне страхування” ( Відомості Верховної Ради (ВВР), 1997, № 37, ст.237 ) викласти в такій редакції:
“7) юридичні та фізичні особи, які набувають право власності на легкові автомобілі, крім:
- легкових автомобілів, якими забезпечуються інваліди;
- легкових автомобілів, які переходять у власність спадкоємцям за законом;
- уживаних легкових автомобілів, які були придбані на митній території України”.
4. Статтю 15 Закону України “Про товарну біржу” (Відомості Верховної Ради (ВВР), 1992, N 10, ст.139) доповнити новим абзацом наступного змісту:
“Не можуть бути предметом біржової торгівлі об‘єкти нерухомості та інші індивідуально визначені речі, зокрема, товари (у т.ч. транспортні засоби), якщо вони не продаються як партія”.
ІІ. Прикінцеві положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом у місячний термін від дня набрання ним чинності.
Голова Верховної Ради України В.ЛИТВИН
Как завести автомобиль в мороз?
Назван самый продаваемый автомобиль в 2009 году (фото)
Как и почем нам будут продавать автомобили в наступившем году( 14.01.2010)
Чем выгоден «нулевой» кредит на автомобиль
Как сэкономить на покупке подержанного автомобиля( 27.08.2009)