Верховная Рада 7 июня приняла Закон Украины "О Высшем антикоррупционном суде", что вызвало неоднозначную реакцию, в первую очередь, среди самих законодателей. Одни высказывали мнение о том, что принятие этого закона можно рассматривать как значительный шаг вперед на пути преодоления коррупции в Украине. В то же время, некоторые депутаты отметили, что та редакция, в которой был принят закон, не сможет обеспечить выполнение поставленных задач.
Читай также: Павел Себастьянович: Государству – обязательства, частному сектору – доходность и права
Закон определяет статус Высшего антикоррупционного суда, как постоянно действующего специализированного суда. В его полномочия входит рассмотрение коррупционных и связанных с ними преступлений, а также судебный контроль досудебных расследований этих преступлений, соблюдение прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве. Антикоррупционный суд действует в качестве суда первой и апелляционной инстанции, и находится в Киеве. При этом его территориальная юрисдикция будет распространяться на всю Украину. Для рассмотрения антикоррупционным судом дел, как судом апелляционной инстанции, предусмотрено создание апелляционной палаты.
Заметим, что закон устанавливает ряд требований к кандидатам на должность судьи антикоррупционного суда, критерии для определения лиц, которые не могут быть назначены судьями, а также особенности проведения конкурса на занятие соответствующих должностей.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что законом предусмотрено создание Общественного совета международных экспертов, который должен содействовать Высшей квалификационной комиссии судей Украины при проведении оценки кандидатов на должности судей и проверке их соответствия критериям профессиональной этики и добродетели. Иными словами, без формирования общественного совета международных экспертов создание антикоррупционного суда невозможно. Кроме того, наличие такого независимого коллегиального органа должно обеспечить объективность процесса выбора судей.
Следует также отметить, что закон вносит изменения в Уголовный процессуальный кодекс, которые устанавливают критерии для определения подсудности уголовного производства антикоррупционного суда. В частности: субъектный состав (преступления, совершенные определенной категорией лиц, например, высокопоставленными чиновниками, государственными служащими, должности которых отнесены к категории "А", и т. д.); категория преступления (коррупционные и связанные с ними преступления); размер предмета преступления и объем причиненного им ущерба, способ совершения преступления (путем злоупотребления служебным положением в том числе).
Среди прочего, законом определен порядок, согласно которому будет происходить рассмотрение уголовных производств в отношении преступлений, отнесенных к подсудности Высшего антикоррупционного суда. Как по производствам, судебное разбирательство по которым уже начато, так и по производствам, по которым на момент начала работы суда продлится следствие.
Читай также: Александр Руденко: Данные – под GDPR
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, которые велись вокруг антикоррупционного суда, был вопрос целесообразности его создания вообще. Ведь неоднократно высказывались сомнения относительно того, сможет ли такой суд стать эффективным инструментом борьбы с коррупцией в стране. Эксперты ссылались на опыт стран, в которых созданы и функционируют соответствующие суды, и указывали на отсутствие значительных изменений ситуации с коррупцией. Например, согласно исследованию "Индекс восприятия коррупции", опубликованному Transparency International в начале 2018 года, в таких государствах, как Болгария и Словакия значение упомянутого индекса находится ниже критического порога в 50 баллов, Хорватия тоже балансирует на этой отметке. Хотя во всех этих странах существуют спецорганы для рассмотрения коррупционных дел.
Но учитывая, что создание суда является только одной из комплексных мер, направленных на снижение уровня коррупции в стране, возлагать надежды на кардинальные изменения только в связи с его созданием не стоит. В любом случае, как и всегда, многое будет зависеть от практической реализации норм закона. Поэтому однозначно утверждать, что появление Высшего антикоррупционного суда повлияет на ситуацию с коррупцией в Украине, пока преждевременно. Делать конкретные выводы можно будет только через несколько лет после функционирования этого органа (по словам спикера ВР Андрея Парубия, антикоррупционный суд приступит к рассмотрению первых дел не ранее 2019 года. – Прим. ред.).
Адвокат адвокатского объединения "СК груп"