Первую половину кредита от ЕС правительство получает только в связи с возобновлением сотрудничества с МВФ, что уже выполнено. Оставшиеся 600 млн евро – в обмен на ряд обязательств. Что именно обещано – ниже. Но важно помнить, что у нас были истории, когда вторую часть программы годами не получали из-за откровенно дискриминационных, а потому – неприемлемых, требований ЕС. Достаточно вспомнить, как Киеву выкручивали руки по поводу разрешения вывозить лес-кругляк.

Итак, основные требования программы сотрудничества с ЕС:

Номер 1. Госзакупки Минздрава. Министерство здравоохранения Украины передаст все централизованные закупки лекарственных средств, медицинских изделий и индивидуальных средств защиты ГП "Медицинские закупки Украины" (МЗУ) за исключением закупок, проводимых через специализированные международные организации.

Читай также: Шевченко: МВФ – ключевой партнер, НБУ полностью и своевременно выполнит все взятые обязательства

Номер 2. Налоговая и таможенная реформы. Органы власти продолжат реформу налоговой и таможенной администраций, путем проведения конкурсной и основанной на компетенции процедуры отбора на должности руководителей Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины после окончания карантина, а также путем реализации планов налоговой и таможенной реформы, особенно в отношении усовершенствованной системы мониторинга НДС, основанной на управлении рисками, разработки концепции и методологии электронного налогового аудита и начала их публичного обсуждения, внедрение электронных кассовых регистраторов (программных регистраторов расчетных операций) и использования новых ИТ-решений для ускорения таможенного оформления).

Номер 3. Судебная реформа-1. Создание в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии новой Высшей квалификационной комиссии судей Украины путем прозрачной процедуры отбора, проводимого Конкурсной комиссией с международным участием, а также создание Комиссии по вопросам этики с международным участием, которая должна, в частности, осуществлять единовременную оценку добродетели и этичности членов Высшего совета правосудия.

Читай также: Шевченко назвал себя "решительным сторонником" работы с МВФ

Номер 4. Судебная реформа-2. Провести авторизацию автономной системы электронного уголовного судопроизводства НАБУ / САП, в частности путем изменений в Уголовный процессуальный кодекс.

Номер 5. Реформа прокуратуры. Завершить аттестацию прокуроров на региональном уровне и начать процесс аттестации на местном уровне в соответствии с законом и процедур, применяемых при аттестации в Офисе генерального прокурора, обеспечивая, чтобы новые прокуроры на всех уровнях, в том числе на руководящих должностях, были выбраны в прозрачном и политически беспристрастному процессе, включая систему надежных проверок добродетели и выделение соответствующих ресурсов для защиты судебных дел, связанных с аттестацией.

Номер 6. Провести конкурсы на занятие должностей, которые были из-за карантина были заполнены временно без конкурса.

Читай также: Госбюджет 2020 года пообещали выполнить на 100%: В чем подвох

Номер 7. Реформа системы исполнения судебных и иных решений-1(исполнительное производство-1). Расширить полномочия частных исполнителей (ЧИ) требования к ста тысяч (100.000) гривен против любого должника (включая государственных юридических лиц и юридических лиц с участием государства), и на административные штрафы, а также составят дорожную карту по полному уравниванию их полномочий с полномочиями государственных исполнителей, в частности, что касается ЧИ, действующих от имени любого клиента и против любого должника, а также касается облегчения доступа к профессии ЧИ для увеличения их общего количества, и пересмотра режима дисциплинарного надзора и контроля.

Номер 8. Исполнительное производство-2. Введут возможность блокирования средств на банковских счетах путем предоставления разрешения на электронную связь между (частными и государственными) исполнителями и банками. Фактически это означает ликвидацию института банковской тайны.

Читай также: Меморандум МВФ: детальный разбор "маяков" и особенностей новой программы

Номер 9. Возвращение проблемных кредитов госбанкам. В том числе - путем проведения действий через суды и уголовного преследования, где это необходимо. А также продолжат обнародования всесторонних полугодовых отчетов о возвращении активов в государственные банки.

Номер 10. Создание Службы финансовых расследований, ликвидация налоговой полиции, вывод финансово-экономических правонарушений из-под юрисдикции СБУ и Нацполиции. Правительство примет решение о поэтапной ликвидации существующей Государственной фискальной службы (налоговой полиции), и с целью полного введения в действие с 1 января 2021 - Верховная Рада Украины примет в первом чтении проект закона о создании нового агентства для расследования серьезных экономических и финансовых преступлений, обеспечивая, что это агентство действует в соответствии с такими ключевыми принципами: 1) четкое определение мандата агентства и четкое разграничение его компетенции с другими правоохранительными органами, в частности СБУ и национальной полицией, 2) политическая и функциональная независимость (в том числе путем конкурсного и основанного на профессиональной компетентности отбора руководителя) и 3) аналитическая способность и риск-ориентированный подход.

Читай также: МВФ назвал причины падения украинской экономики

Номер 11. Реформа корпоративного управления в топ-10 госкомпаний. Кабинет Министров пересмотрит и введет нормативно-правовую базу корпоративного управления для государственных предприятий в соответствии с руководящими принципами ОЭСР. Это будет включать отбор и вознаграждения независимых членов наблюдательного совета и руководства, а также политики государственной собственности для 10 крупнейших государственных предприятий.

Номер 12. Изменения тарифов на газовом рынке. Органы власти переведут на так называемые рыночные тарифы и поставки газа, и услуги по его транспортировке к конечному потребителю. В том числе, отменят специальную обязанность субъектов рынка природного газа по предоставлению услуг по поставке газа для нужд домохозяйств, определенных постановлением Кабинета Министров Украины от 24.04.2020 г. № 303, и предоставят возможность всем потребителям свободно выбирать и легко менять поставщика бесплатно и без ограничения доступа к соответствующим данным или инфраструктуры. А также b) внедрят и будут эффективно применять сетевые тарифы(тарифы на транспортировку), отражающие расходы, в соответствии с Директивами ЕС и правил сетевого кодекса, которые применяются согласно Соглашению об ассоциации, и к Решение о сертификации оператора газотранспортной системы.

Читай также: МВФ назвал новые требования для оказания помощи Украине

Рада по ускоренной процедуре 288 голосами приняла 25 августа 2020 года "Проект Закону про ратифікацію Меморандуму про взаєморозуміння між Україною як Позичальником та Європейським Союзом як Кредитором і Кредитної угоди між Україною як Позичальником та Національним банком України як Агентом Позичальника та Європейським Союзом як Кредитором (щодо отримання Україною макрофінансової допомоги Європейського Союзу у сумі до 1 мільярда 200 мільйонів євро)".