Меморандум МВФ: детальный разбор "маяков" и особенностей новой программы

Подробно о структурных маяках и "подводных камнях", которые содержатся в меморандуме между Украиной и МВФ
Меморандум МВФ: детальный разбор "маяков" и особенностей новой программы
Иллюстративное фото / depositphotos.com

9 июня Международный валютный фонд одобрил новую кредитную stand-by программу для Украины, общей суммой в 5 млрд долларов.

12 июня МВФ обнародовал меморандум по этой программе. Кое-что по ней уже известно и так – например, список требований Фонда, количество траншей, а также спрогнозированный Фондом курс доллара на несколько лет вперед. Подробный разбор меморандума провел главный редактор журнала "Деньги" Александр Крамаренко.

График траншей

  • 2,1 млрд долларов – транш сразу после одобрения Меморандума. Этот транш уже получен 12 июня, его получение официально подтвердил Национальный банк Украины.
  • 700 млн долларов придет после первого пересмотра в конце июня 2020 года.
  • 700 млн долларов придет после второго пересмотра в конце сентября 2020 года
  • 560 млн долларов придет после третьего пересмотра; он запланирован на конец декабря 2020 года – январь 2021 года.
  • 1,190 млрд долларов, остаток программы, придет после четвертого пересмотра, запланированного на конец июня 2021 года. Впрочем, отмечает издание, надеяться на выплаты 2021 года не особо стоит – еще ни одну программу МВФ Украина не выполняла даже наполовину.

Читай также:

Налоговые маяки меморандума

  • Расширение налоговой базы; предполагается, что это будет ужесточение администрирования налогов и налогообложение того, что ранее налогом не облагалось.
  • Отмена ввода безналоговых зон – а они, среди прочего, заложены в программу правительства.
  • Реформа налоговой системы будет проведена путем переноса основной налоговой тяжести на косвенные налоги и налоги на богатство.
  • Введение амнистии капиталов  - она же "схема добровольного раскрытия нарушений". Схема должна быть согласована с законодательством по борьбе с отмыванием денег, BEPS и антикоррупционными законами. Дата реализации – сентябрь 2020.
  • Сужение сферы применения Единого налога. Предполагается, что ЕСВ будет заменен системой стимулов для МСБ.
  • Система автоматического возмещения НДС будет подключена к правоохранительным органам и наладит обмен информацией с ними.
  • Система контроля сборов налога на доходы физических лиц, на землю и на иную недвижимость будет адаптирована для передачи информации местным властям с целью повышения налоговых поступлений.
  • Государственная налоговая служба заменит плановые проверки на проверки, которые будут проводиться по результатам анализа рисков – с использованием риск-ориентированного подхода, как и система СЕА НДС сейчас. Дата реализации – сентябрь 2020.
  • Планируется до 1 января 2021 года разработать механизм, который позволит Государственной налоговой службе и Государственной таможенной службе работать как единым юридическим лицам. Сейчас каждое территориальное управление ГНС и ГТС работает в виде отдельного юрлица.
  • Создание Бюро Финансовых расследований: оно получит полномочия по расследованию всех финансовых, экономических и налоговых преступлений кроме тех, которые находятся в подследственности НАБУ. Соответствующие департаменты в ГНС, СБУ и МВД будут, скорее всего, ликвидированы.

Читай также:

Структурные маяки меморандума

Издание также проанализировало заложенные для выполнения в обязательном порядке пункты меморандума – они же «структурные маяки».

- условия для первого пересмотра

1. Сокращение NPLs ("плохих кредитов") государственных банков, это сокращение должно быть официально утверждено акционером, Советом финансовой стабильности (РФС) и НБУ (п.18 Меморандума). Это планируется сделать к концу июля 2020 года.

"Утверждать можно все, что угодно, но основная масса плохих кредитов в госбанках – это кредиты госкомпаниям, разве что "Приватбанк" является исключением отчасти. И чем можно извлечь из госкомпании дикие долги по старым кредитам – вряд ли кто знает. До сих пор те кредиты просто перекредитовывались", - отмечает Крамаренко.

Читай также:

- условия для второго пересмотра

1. Все тарифы на отопление под юрисдикцией НКРЭКУ и местных органов власти должны быть пересмотрены и официально утверждены для полного отображения стоимости газа и негазовых расходов (включая капитальные расходы). Также должна быть принята упрощенная процедура изменения домохозяйствами поставщика газа в соответствии с п. 27 b и d Меморандума. Это нужно сделать до конца августа 2020 года.

"Пока газ относительно дешев – ничего страшного? А вот и нет: даже если газ пока не дорог, через придуманные капитальные затраты раздуть тарифы можно до небес", - комментирует этот пункт Крамаренко.

Читай также:

2. Подготовка новых организационных структур для ГНС и ГТС к сентябрю 2020 года, чтобы обеспечить делегирование полномочий в рамках единого юридического лица. По мнению Крамаренко, это поможет пресечь "махновскую вольницу" в регионах – когда налоговая и таможня творят, что хотят, ничего не согласовывая с Центром.

3. Усиление корпоративного управления на государственных предприятиях: это новый корпоративный устав для НАК "Нафтогаз" в соответствии с корпоративными принципами ОЭСР, сюда еже входят рекомендации по корпоративному управлению и закон "Об акционерных обществах". Дата завершения – сентябрь 2020.

Читай также:

"Тоже давно пора – многомиллионные премии, мутные истории с "Укрнафтой" и прочие истории "Нафтогаза" и еще много чего в госкомпаниях, которые остаются монополиями в энергетике и не только", - пишет журналист.

- условия для третьего пересмотра

1. Внесение и принятий изменений в "Закон о банковской деятельности", подготовленных в сотрудничестве со специалистами МВФ и Всемирного банка, которые преследуют следующие цели:

  1. Для восполнения пробелов в "эффективной практике корпоративного управления" в соответствии с Базельским принципом корпоративного управления для банков 2015 года (в том числе коллективной годности Наблюдательного совета).
  2. Создание новой структуры с должным графиком внедрения.
  3. Предоставить НБУ юридические полномочия осуществлять калибровку требований по капиталу и ликвидности, исходя из профиля риска банка.
  4. Усилить требования по лицензированию и акционеров (п. 21 Меморандума).

Дата завершения – конец октября 2020 года.

"Продолжится завинчивание гаек в банковской системе. Реальный риск в наибольшей степени состоит в том, что будут расширены возможности НБУ для субъективных оценок по направлениям (3) и (4). И, как следствие, риски коррупционных действий со стороны отдельных сотрудников Нацбанка", - отмечается в анализе.

Читай также:

2. Внесение изменений в Закон о ФГВФЛ и ряд других законов для усовершенствования механизма ликвидации банков и возврата активов (п.19a Меморандума). Дата завершения – конец октября 2020 года.

"Хорошая идея. Может быть, прекратится распродажа активов по 5% их реальной стоимости", - сказано в анализе

3. Внесение изменений в Закон о Высшем совете правосудия (ВРП) для улучшения процесса отбора и гарантий, что члены Совета имеют безупречную репутацию и добродетель в соответствии с п.26a Меморандума. Дата завершения - конец октября 2020 года

Читай также:

- условия для четвертого пересмотра

1. ГНС и ГТС будут действовать, как единые юридические лица; на основе функционального принципа будут сформированы центральные и территориальные офисы, областные и другие юридические лица ГНС, ГТС, ГФС прекращают свою деятельность. (п. 8b Меморандума). Дата завершения - 1 января 2021 года.

"На самом деле уже формальный показатель. Давно пора закончить полтора года длящийся процесс", - отмечает Крамаренко, напоминая, что соответствующий закон подписан еще в феврале 2020 года.

Читай также:

2. Государственная аудиторская служба Украины должна до конца марта 2021 при участии внешних и независимых аудиторов провести проверку фонда, созданного для борьбы с COVID-19, и отчитаться о целесообразности расходования заложенных в нем средств. как определено в п. 2 Меморандума. Дата завершения - конец марта 2021 года.

"Логичное требование – особенно, в свете регулярно возникающих слухов о распиле средств, направляемых на финансирование закупок материалов, медикаментов, оборудования для борьбы с эпидемией", - отмечается в анализе.

Читай также:

Также МВФ оценил риски падения украинской экономики. Эти риски очень велики, базовая программа основывается на четырех предположениях:

  • один квартал периода строгих мер сдерживания эпидемии с последующим постепенным открытием и медленным восстановлением;
  • полное и своевременное осуществление политики в рамках программы;
  • своевременное внешнее финансирование из официального сектора, достаточная внутренняя ликвидность и повторное открытие международных рынков капитала в конце 2020 года;
  • неинтенсификация конфликта в восточной части Украины.

Будучи включенными в программу, эти допущения имеют большое значение.

Читай также:

"Неопределенность в отношении серьезности и продолжительности глобального спада особенно велика, равно как и неопределенность в отношении циклического и структурного воздействия мер сдерживания на экономику, в том числе в отношении ущерба для баланса. Гибкий обменный курс и буферы, созданные за последние годы, обеспечат некоторую амортизирующую способность в случае возникновения рисков снижения. В более широком смысле власти обязуются принять соответствующие меры в консультации с персоналом для устранения недостатков в финансировании. С внутренней стороны неопределенность в отношении направления экономической политики остается существенной. Оппозиция от корпоративных интересов остается сильной. В ожидании дальнейшей реформы судебной системы суды могут и впредь восприниматься как подверженные чрезмерному влиянию на изменение ключевых реформ. Особенно в нынешних напряженных условиях разумная политика может также проиграть популизму", - резюмирует Крамаренко.

Напомним, 12 июня Украина официально получила первый транш в 2,1 млрд долларов в рамках новой 18-месячной stand-by программы Международного валютного фонда.


Курс валют

1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Калькулятор валют

ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK