Год назад в пылу «турборежима» лоббистам крупных розничных сетей удалось в третий раз воспользоваться очередной сменой власти, чтобы снова протолкнуть закон о тотальной фискализации. Правда, только второй и третьей групп упрощенки.

Сделано это было, как и раньше, без всякого экономического обоснования. Точнее, вопреки экономическим аргументам: цена фискализации для общественного благосостояния оценивается в 10 млрд. грн., а потенциальный фискальный эффект – в 6–8 млрд. грн. При этом нужно учитывать, что если бюджет получит больше налогов, это необязательно увеличит благосостояние, и уж точно не на всю сумму. Более того, на сей раз и МВФ больше не настаивал на фискализации, потому что его собственное исследование и вывод, что «эффект не доказан», обескуражили сторонников РРО.

Читай также: Мифы и факты об РРО: Чему стоит верить и что надо знать

Тем не менее, на грабли наступили в третий раз. А когда предприниматели ответили массовыми протестами, депутатам с первой попытки не удалось даже отложить фискализацию на год.

Объективная оценка реальных масштабов различных злоупотреблений в налоговой системе однозначно указывает, что заниматься нужно не ФОПами, а «крупной дичью», которая недоплачивает в десятки раз больше. Откуда же такое упорное стремление навязать микробизнесу ненужные ему РРО?

На поверхности лежит шкурный интерес лоббистов, которые оббивают пороги высоких кабинетов, представительствуют на ТВ-шоу и даже сгоняют своих наемных работников на псевдомитинги. Разумеется, какому же бизнесу не хочется избавиться от конкурентов, у которых объективно меньше затраты, и, соответственно, цены? Тем более, что крупные сети могли бы договориться и поднять цены (а значит, и свою прибыль). Но под ногами путается всякая мелюзга, на которую даже проверку не нашлешь, потому что проверять нечего… Недалекие чиновники и политики благосклонно внимают лоббистам-монополистам, ведь с картеля бюджет действительно получит больше налогов. А то, что экономика в целом потеряет вдобавок к упомянутым выше миллиардам еще неизвестно сколько за счет снижения конкуренции – их не волнует.

Читай также: У Зеленского решили модерировать вопрос с кассовыми аппаратами для ФЛП

Но лоббисты не были бы так успешны, если бы их давно опровергнутые доводы не находили эмоциональный отклик в сердцах вполне благонамеренных, просто далеких от темы людей, которым можно вешать на уши лапшу. Например, о том, что с помощью фискализации можно победить контрабанду.

Например, аудиторы искренне не понимают, как бизнес может существовать без учета. Особенности микробизнеса им невдомек, потому что среди их клиентов такового нет и быть не может.

Юристы тоже искренне не понимают, как можно оставлять малейшие возможности для злоупотреблений: любая дырочка должна быть закрыта, мы за ценой не постоим. То, что это может быть экономически неоправданно и вредно, просто не доходит до представителей профессий, где нет мелочей.

Читай также: Кассовые аппараты для ФЛП не отсрочат: В Раде снова не хватило голосов

Фискалы вообще не понимают, как что-либо может быть неподконтрольным государству. Идеал для всех этих уважаемых профессионалов – нечто вроде маркировки, недавно введенной в России, опыт которой (а вовсе не Европы) нам пытаются навязать.

Там на каждую из триллионов единиц товара наклеивается специальная (платная!) марка, на каждом этапе она считывается (с платой за процессинг!). Сумасшедшее количество информации поступает в налоговую, невероятное количество проверок нужно для того, чтобы не продавали немаркированный товар и выдавали чеки. Представляете масштабы затрат, которые не создают ни малейшей ценности? Зато «мышь не проскочит». Ну, конечно, за исключением чисто теневой торговли, да и саму систему, скорее всего, очень скоро научатся обходить, как обходят акцизные марки. Ведь мы же помним, как Захарченко, а потом Клименко использовали «5-й додаток» при администрировании НДС для того, чтобы централизовать уклонение от него.

Читай также: Александр Крамаренко: Уроки фискальной алгебры-2020: дело – табак 3.0

Собственно, никто даже особо не скрывает, что фискализация – это только первый шаг к такому тотальному контролю. Начинается с «рисковых категорий товаров» (это тех, которыми торгуют самые активные лоббисты), потом постепенно таковыми объявляются все, а далее за фискализацией следует учет (уже предусмотренный законом № 128-IX). Поэтому как никогда важна солидарность предпринимателей: сегодня наехали на соседа, а следующим будешь ты.

Отсрочка на год, конечно, не решит проблему и не исправит ошибку. Но она даст хорошую возможность разработать настоящие критерии рисковости плательщиков, реальные методы борьбы с дроблением на псевдо-ФОП и контрабандой и заменить нынешние, крайне несовершенные и лоббистские критерии фискализации на такие, которые не затронут настоящих предпринимателей, зато создадут реальные проблемы тем, кто злоупотребляет упрощенкой.