Вокруг законов о введении обязательного расчетно-регистрационного оборудования (РРО) для всех предпринимателей 128-IX и 129-IX, которые были приняты Верховной Радой и подписаны Президентом в конце 2019 года с целью детенизации сферы торговли, возникло очень много спекуляций и домыслов. Естественно, что верить всему этому стоит с огромной оглядкой.
Об этом сообщает Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА).
- Миф 1: законы 128 и 129 заставляют использовать РРО любых продавцов - даже условную "бабушку на рынке".
Это далеко не так. Статья 9 Закона об использовании РРО гласит: кассовые аппараты или их программные аналоги не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и в случае торговли продуктовыми или промышленными товарами за наличные на рынках. Эта же статья не позволяет применять РРО всем предпринимателям на 1 группе налогообложения.
- Миф 2: существует некий "приближенный к властным кругам бизнесмен", который будет использовать законы для продажи предпринимателям РРО с накруткой в 200% и уже закупил для этого миллион кассовых аппаратов.
Один из самых неправдоподобных и где-то даже смешных мифов. Законы 128-IX и 129-IX не обязывают использовать именно кассовый аппарат, подойдет любой имеющийся у продавца гаджет, такой, как мобильный телефон, ноутбук или планшет. А Государственная налоговая служба выпустила программное обеспечение для работы РРО на гаджетах.
- Миф 3: аналог второго мифа, только на этот раз про миллион принтеров для печати фискальных чеков.
Точно такой же домысел, как и перед этим. Программное РРО при покупке генерирует фискальный чек в электронном виде и передает его на сервер налоговой, а также в смартфон потребителя. Естественно, что печатать его не нужно.
- Миф 4: бесплатное программное РРО от налоговой не работает, коммерческие аналоги - чересчур дорогие.
Бесплатное программное РРО от ГНСУ работает. А если не нравится его работы - есть широкий ассортимент недорогих программных РРО от частных компаний, стоимость установки и обслуживания которых составляет около 140 гривен в месяц.
- Миф 5: программные РРО и учет товаров сложные, нужен отдельный специалист.
Не-а, не нужен. В программном РРО весь учет выполняется автоматически. Оно работает 24/7, полностью фискализировано, делает все автоматически, достаточно только "прописать" свою кассу.
- Миф 6: программное РРО нельзя использовать в Украине, так как не везде есть доступ к интернету 24/7.
Сюрприз: чтобы фикксировать расчетные операции, соединение необязательно. Данные будут переданы на сервер налоговой с опозданием, после того как интернет-соединение со смартфоном или ноутбуком будет возобновлено.
- Миф 7: законы 128 и 129 направлены на уничтожение малого и среднего бизнеса в Украине.
На самом деле цель обратная: создать цивилизованные и европейские условия ведения бизнеса в Украине, и отделить действительно небольших предпринимателей от определенных мощных организованных бизнесов, которые используют схему с физическими лицами-предпринимателями для уклонения от уплаты налогов.
- Миф 8: законы 128 и 129 могут использоваться для уничтожения бизнеса конкурентами - одна норма о "кэшбеке" чего стоит.
Вообще-то недобросовестная конкуренция с помощью жалоб потребителей активно существовала и до этого. А норма о "кэшбеке", которая должна заработать с 1 января 2021 года, может существенно улучшить ситуацию с защитой прав потребителей в Украине.
- Миф 9: фискализация сейчас не ко времени, учитывая сложную экономическую ситуацию, создавшуюся в результате COVID-19.
Скорее, реформа в определенных кругах непопулярна. А ко времени или не ко времени - другой вопрос.
Напомним, переходить на программные РРО разрешили позже. А с 1 августа текущего года держателям электронных платежных средств стало проще получать наличные из касс предприятий торговли, общественного питания и услуг, которые применяют РРО. Кстати, бывший министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет анонсировал запуск программного РРО Checkbox. Новый сервис предназначен для малого и среднего бизнеса.