Украинские банки усилили контроль за движением средств и активностью на счетах граждан, что привело к росту случаев блокировки счетов. Об этом пишет «Телеграф», передают Dengi.ua.
Отмечается, что согласно постановлению Национального банка Украины №65 от 19 мая 2020 года, финучреждения получили расширенные полномочия по проведению финансового мониторинга. Это позволяет банкам проверять операции клиентов, временно блокировать или даже закрывать их счета.
Читай также: В Украине накрыли конвертационный центр с оборотом в 15 млрд грн: детали
Сообщается, что юристы выделяют несколько наиболее частых оснований для таких действий, а именно:
- Несоответствие финансового поведения профилю клиента.
При открытии счета клиент указывает примерный объем ежемесячных поступлений. Если поступления долгое время соответствовали заявленным, а затем внезапно значительно выросли без уведомления банка и подтверждающих документов, счет могут приостановить до выяснения обстоятельств.
- Подозрительные операции.
Блокировка часто происходит, когда на карту начинают регулярно поступать многочисленные переводы от разных отправителей, даже если суммы небольшие — например, 500–1000 грн. В таких случаях банк может заподозрить, что клиент фактически ведет предпринимательскую деятельность, и посчитает, что такие средства должны поступать на счет физлица-предпринимателя (ФЛП).
- Операции, связанные с криптовалютой.
Любые переводы, указывающие на возможную торговлю цифровыми активами — взаимодействие с криптобиржами, брокерами и т. п. — могут вызвать подозрение. В Украине такая деятельность пока не полностью урегулирована законом.
- Нетипичные операции или частое снятие наличных.
Подозрение вызывают как частые поступления небольших сумм, так и единичные крупные операции. В разных банках порог «значительных сумм» может варьироваться от 10–20 тыс. грн до 50 тыс. грн и выше.
- Назначение платежей с "триггерными" формулировками.
Банки могут обратить внимание на переводы с пометками «за крипту», «обмен валют», «за товар/услугу», если средства поступают не на счет ФЛП, а частного лица. Также настороженность вызывают частые переводы с назначением «возврат долга».
- Отсутствие официальных подтверждений доходов.
Если клиент не может документально подтвердить источник поступлений, банк вправе временно ограничить доступ к счету. Для проверки подходят налоговые декларации, справки из налоговой (ОК-5, ОК-7), зарплатные справки, документы о продаже имущества или получении наследства.
- Игнорирование запросов банка.
Если клиент не отвечает на запросы финучреждения или предоставляет неполные/недостоверные данные, счет также может быть заблокирован. Для ФЛП особенно важно дважды в год обновлять налоговую декларацию в интернет-банкинге — в противном случае система может автоматически ограничить доступ к средствам.
Ранее Dengi.ua сообщали, что даже в случае блокировки счета клиент банка сохраняет право на использование части средств и защиту определённых социальных выплат.
Также Dengi.ua писали о том, что более 50 млрд грн чистой прибыли получил государственный ПриватБанк по итогам 9 месяцев 2025 года.