Бензин в Украине - неоправданно дорог. Это вам скажет чуть ли не каждый автолюбитель. Большая часть топлива в страну попадает из-за рубежа, за валюту. И когда гривна в начале года подскочила до 28 за доллар - цены на заправках моментально выросли. Прошло полгода - доллар опустился ниже 26, и цены в мире на нефть упали, а цифры на стелах АЗС не изменились. Об этом сообщает Сегодня.
Читай также: ТОП-10 европейских стран с самыми низкими ценами на бензин
Сначала 8 гривен, потом 15, 20, 27. Из года в год украинские автомобилисты после очередной заправки железного коня ожидают, что следующая обойдется дороже. Ну, или столько же, если повезет. Искать более доступное топливо - только зря бензин жечь. Нас так долго убеждали, что доллар вздорожал или нефть подпрыгнула. Однако теперь говорят, что на валютном и нефтяном рынках все спокойно.
“Не глупые же коммерсанты, и водители. Они видят, что нефть упала, они видят, что курс гривны укрепился. Он существенно укрепился, особенно в первые дни лета - мы все видим обменники, курсы межбанка“, - говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.
Но так ли уж хорошо, когда заправки синхронно повышают цены? Или когда топливо, куда ни ткни - стоит почти до копейки одинаково? Совпадение? - недоумевает потребитель. Или, может, сговор? Давайте разбираться.
Читай также: Эксперты рассказали, сколько будет стоить топливо осенью
Только треть продаваемого в Украине топлива - отечественное. Остальное завозится из-за рубежа. За валюту. А значит, цена бензина зависит не только от того, сколько стоит нефть на мировом рынке, но и от колебаний курса гривны к доллару. Сырье дешевело в марте, апреле и мае. С начала апреля нацвалюта укреплялась. Этот процесс продолжался и в мае. Казалось бы, имеем как минимум два фактора, из-за которых цена бензина на автозаправках, должна была уверенно снижаться. Но не тут-то было.
В первой декаде апреля цена не только не снизилась - наоборот, платить за популярное топливо пришлось больше. Нелепость какая-то. И правда. Только валюта резко подорожает, автозаправки, недолго думая, поднимают цены на топливо и удерживают их, стоит даже гривне укрепиться или нефти подешеветь. Почему? И можно ли считать такую игру - рыночной?
Как считает руководитель консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, реагировать на факторы, влияющие на стоимость бензина, украинским продавцам - просто нет смысла. Мол, и так купят. Но в Антимонопольном комитете Украины спокойны: претензий никто не высказывал. Пока. А только ли в Украине так неохотно реагируют на стабилизацию валюты и удешевление сырья?
Читай также: Как из-за Катара могут взвинтить цены на украинских заправках
Журналисты исследовали польский рынок. Он, как и отечественный, представлен большим количеством автозаправок разных компаний. Единственное отличие: Польша бензин не импортирует, а продает в соседние страны. Правда, производится топливо из российской нефти.
“Около 10 процентов общего экспорта российской нефти потребляет Польша“, - говорит Павел Поправа, советник Института энергетических исследований.
Рынок, можно сказать, является российским. Но это - конкурентоспособный рынок, рынок, на котором Россия не диктует свои цены. Цены удерживаются на мировом уровне. Здесь конкуренция - не пустое слово. На пятачке в 10 километров можно встретить заправки одной и той же сети. И цены везде будут разными.
Читай также: Как изменятся цены и курс доллара летом 2017
“Трудно представить себе ситуацию, когда в Гданьске или Жешуве цена бензина в течение двух месяцев не менялась. Я уверен, что эта ситуация в Польше невозможна. А даже если бы и случилась, то государственные структуры, занимающиеся антимонопольной деятельностью, уже давно заинтересовались бы ею. И, в случае сговора, на игроков были бы наложены штрафы“, - говорит Бартоломей Савицки, журналист портала BiznesAlert.pl.
Местные органы, препятствующие возможным договоренностям между игроками, ухо держат востро. С реакцией торговцы не медлят. С конца апреля топливо на польских АЗС подешевело в среднем на 10%. И этот процесс продолжается.
“Рынок реагирует в течение нескольких дней. Как только появляется тренд к снижению, топливо на станциях начинает дешеветь“, - говорит Марек Нехцял, Председатель Учреждения Охраны Конкуренции и Потребителей (Польша).
Читай также: Назван самый бюджетный автомобиль в Украине
А в Украине? Как быстро реагируют продавцы на изменения на мировом рынке?
“Европейские трейдеры работают более ритмично, и более динамично реагируют на изменения. И нам действительно нужно применять этот опыт. Есть несколько стран в Европе, где цена на стеле меняется ежедневно“, - говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.
Марек Нехцял - руководитель польской госструктуры по охране конкуренции и потребителей - эдакого аналога украинского антимонопольного комитета - вспоминает: то, что происходит сейчас на украинском рынке нефтепродуктов, Польша переживала до вступления в Евросоюз. Объяснение тут - одно.
Читай также: ТОП-10 самых дешевых автомобилей в Украине
“Недостаточная конкуренция. На таком рынке один из игроков, долго удерживая высокие цены, спустя какое-то время может узнать, что в случае их снижения, он займет большую долю на рынке“, - говорит он.
Может, у сетевых операторов в Украине действительно есть основания удерживать высокие цены на топливо? Давайте разберемся на примере столичных заправок - по каким ценам покупают, а затем продают бензин?
Вот, к примеру, две популярные сети - ВОГ и ОККО. Еще недавно обе предлагали популярный девяносто пятый по 26 гривен 99 копеек. Но на прошлой неделе синхронно снизили стоимость на 50 копеек. ВОГ закупала топливо по 21,50. Разница с розничной ценой составила 4,99 грн. Или 23%. А сети ОККО импортное топливо обошлось в 21 гривну 30 копеек. На каждом проданном литре сеть зарабатывала свыше пяти гривен. Маржа чуть-чуть не достигла 25%. Притом, что для европейской нормы прибыли даже 5% - многовато.
Читай также: В Украине снизились цены на бензин
Что же делать в такой ситуации? Или автомобилистов все устраивает? Доктор экономических наук Алексей Плотников уверен: цены несправедливые.
“Водители уходят в сжиженный газ. Массово. Результаты апреля, предварительные результаты мая показывают, что продолжают терять автолюбителя, то, кто заправлялся бензином, операторы украинские продолжают его терять“, - говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.
Журналисты обратились к крупным и популярным сетям автозаправочных станций с запросом - прокомментировать месяцами не меняющиеся цены и возможное согласование действий между собой. Ответа не последовало.
Ранее сообщалось о том, что в США продают роскошный Aston Martin Rapide за 37 тысяч долларов. Оказывается, низкая цена обусловлена тем, что этот автомобиль - “утопленник“. А в нашей стране Игорь Мосийчук проинспектировал украинский суперкар.
Смотри также - Почему не дешевеет бензин: