После остановки трубопроводов Nord Stream, ранее доставлявших российский газ в Германию, и завершения транзита через Украину, «Газпром» рассматривал Турцию в качестве нового маршрута для возвращения на европейский рынок. Страна уже подключена к двум крупным российским трубопроводам, что делало ее потенциальным хабом. Однако, по информации от осведомленных источников, после нескольких месяцев оценки проекта компания признала его экономически нецелесообразным и приостановила работу в этом направлении.

Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию Вloomberg.

Читай также: Европейские компании подали иски к Газпрому на сумму 18 миллиардов евро

Отмечется, что таким образом, «Газпром» фактически отказался от идеи создания в Турции газораспределительного центра, что закрывает путь к восстановлению утраченных после начала конфликта в Украине позиций в Европе. Еще до этого многие внутри компании выражали сомнения в успешности проекта, так как европейский рынок прежде приносил около $8 млрд в месяц, и его частичное восстановление могло бы значительно повлиять на финансовое положение газового гиганта.

Сообщается, что несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин в октябре публично поддержал эту инициативу, она сталкивалась с рядом серьезных препятствий. Турция не обладает достаточными мощностями для экспорта газа в южноевропейские страны, а также не желала предоставлять «Газпрому» совместные права на реализацию топлива, что ограничивало бы российское влияние на будущий хаб. Дополнительно Европейский союз продвигает инициативу по полному отказу от импорта российского газа к 2027 году.

По словам собеседников издания, знакомых с деталями, идея создания турецкого газового узла, вероятно, не исходила от самой компании и, возможно, была выдвинута политическими кругами, близкими к Кремлю. Менеджмент «Газпрома» был удивлен тем, что Путин сделал этот проект публичным, но профильное экспортное подразделение все же приступило к разработке плана.

Для части сотрудников «Газпром экспорта» эта инициатива рассматривалась как возможность найти применение после утраты значительной части зарубежного рынка. Кроме того, в Турции идея получила поддержку, поскольку страна стремится укрепить свою роль в региональной торговле газом и создать собственный ценовой индекс.

Однако, несмотря на заявления о возможном быстром завершении переговоров в 2022–2023 годах, проект так и не получил развития. По словам источников издания, по мере изучения деталей соглашения «Газпром» терял интерес: согласно предложенной схеме, Турция планировала самостоятельно торговать газом, а российская компания играла бы лишь роль поставщика. Такое ограничение влияния оказалось неприемлемым для Москвы.

Также, как отмечает один из участников переговоров, действующая пропускная способность трубопроводов между Турцией и странами ЕС, такими как Греция и Болгария, недостаточна для масштабных поставок, что ставит под сомнение возможность создания полноценного газового узла с собственным индексом.

По сообщениям источников, руководство «Газпрома» уже давно прекратило упоминать проект как внутри компании, так и на официальных встречах с турецкими представителями. При этом, по словам одного турецкого чиновника, страна сохраняет заинтересованность в создании совместного предприятия с Россией в этой сфере, но переговорный процесс был отложен. Министерство энергетики Турции и компания Botas отказались от комментариев по этому поводу.

При этом приостановка работы над проектом не повлияла на текущие газовые поставки в Турцию — одного из крупнейших покупателей российского газа. Тем не менее, эта ситуация подчеркивает ограниченные перспективы России вернуть себе ведущие позиции на европейском энергетическом рынке в условиях сохраняющейся геополитической напряженности.

Ранее Dengi.ua сообщали о том, что США продлили исключение из санкций для Газпромбанка, что позволит Турции оплачивать российский газ.

Также Dengi.ua писали, что с 2022 года по май 2025-го 209 млрд евро заплатили России за энергоносители государства-члены ЕС, которые за все время полномасштабной войны предоставили Украине помощи на 73 млрд евро.