Украинские города продолжают страдать от ежедневных налетов дальнобойных российских дронов. По оценкам The Wall Street Journal, эффективность самолетов ЯК-52, используемых для сбивания «шахедов», не превышает 10–12%. При такой низкой эффективности остается вопрос: как отражать нашествия 1000+ БПЛА в сутки? Dengi.ua пообщались с Игорем Каминским, подполковником и офицером ПВО управления бригады. Он рассказал, что такое легкомоторная авиация, как она работает против «шахедов», как повысить ее боевую эффективность и что мешает внедрению новаций, способных стать «геймчейнджером» в защите украинского неба.

— Сначала давайте определимся с дефинициями, ведь наш разговор о самолетах конкретного типа. Итак, что такое легкомоторная авиация?

— Официально легкомоторная авиация — это самолеты максимальной взлетной массы до 5700 кг, оснащенные, как правило, поршневыми или турбовинтовыми двигателями. Они имеют элементарную авионику (совокупность электронных систем на летательных аппаратах: навигация, связь, обнаружение целей, управление оружием и т. д. — ред.), которая позволяет летать только днем. В основном это спортивные самолеты, кит-наборы (комплекты для самостоятельной сборки самолета ред.), самодельные самолеты, небольшие бизнес-джеты на 5, 7, 10 человек. Как правило, все они — в гражданском использовании.

«Когда "шахеды" идут массово, дроны-перехватчики успевают сбить только 20-30%, а все остальное уходит вглубь нашей территории»

— Когда легкомоторные самолеты начали защищать украинское небо, и какую эффективность они продемонстрировали?

— В 2023 году было принято решение собрать по всей Украине спортивные самолеты ЯК-52. Было сформировано небольшое подразделение, которое сначала пробовало ими сбивать разведывательные дроны. Поскольку самолеты не переоборудовали, то они могли работать только днем. Во второй кабине сидел стрелок с дробовиком или автоматом, и когда самолет приближался к цели, ее обстреливали и таким образом сбивали. Пытались работать по «шахедам», но также только днем. Насколько мне известно, несколько десятков дронов все-таки сбили. Первые эксперименты с использованием легкомоторной авиации выглядели довольно кустарно, хотя сама идея — очень классная. Сейчас эффективность применения легкомоторной авиации против дронов не очень высока, потому что она не используется для работы ночью.

— Из каких основных элементов в настоящее время состоит многоэшелонированная система защиты от «шахедов» и какое место в ней занимает легкомоторная авиация?

— Сегодня основу противовоздушной обороны против ударных дронов составляют вертолеты и истребители, на которые приходится 70-80% всех сбитых «шахедов». В дополнение к ним работают системы РЭБ. Сначала они глушили вражеские БПЛА достаточно успешно, сейчас — немного хуже, потому что на «шахедах» появились антенны от глушения GPS и инерциальная система навигации. Вообще РЭБ — это больше объектная защита, которую обычно ставят вокруг критической инфраструктуры. Поэтому даже если разбросать системы РЭБ по всей Украине, покрытие останется локальным.

Читай также: Вышло дешевле: Украина сравнялась с РФ по производству аналогов «шахедов»

Следующий компонент — традиционные мобильные огневые группы (МВГ), вооруженные пулеметами, ЗУ-23, Gepard и т. д. Они были более или менее эффективными до тех пор, пока «шахеды» летели на высотах до 1000 м. Сейчас противник поднял их выше 1500 м (я засекал 5600 м), чем фактически исключил огневые группы. Еще одна составляющая многоэшелонной системы защиты — беспилотники-перехватчики. По моему мнению, их желательно размещать в «первой линии», то есть на расстоянии до 50 км вдоль границы или линии соприкосновения, или вокруг объекта критической инфраструктуры.

Иллюстративное фото / Коллаж: Dengi.ua

Когда «шахеды» идут массированно, дроны-перехватчики успевают сбить только 20-30%, а все остальное уходит вглубь нашей территории. И вот тогда, где-то на расстоянии 50-60 км от линии соприкосновения, вступают в бой легкие самолеты. Истребители и вертолеты к линии соприкосновения очень близко не подходят. Они начинают работать где-то на расстоянии от 100 км, потому что если они зайдут ближе, то попадут в зону ПВО противника, где их могут сбить.

Легкий самолет в этом плане небольшой, а если еще и сделан, например, из композитного материала, то он на радаре будет светиться почти как «шахед». Тогда можно подойти даже на расстояние 30 км от линии соприкосновения, слиться там с «шахедами» и начинать их сбивать. По моему мнению, легкая авиация, если системно к ней подойти и сделать собственный эффективный самолет, могла бы почти полностью заменить истребители и вертолеты, взяв на себя защиту 70-80% территории Украины от «шахедов».

Есть еще наземные ракеты, они эффективны, но это очень-очень дорого, плюс они очень дефицитны. Поэтому, когда речь идет об отражении дронных атак, ракеты нужно вообще исключить. Таким образом, в идеале лучшей является такая многоэшелонированная оборона: FPV-дрон, МВГ, РЭБ и легкие самолеты.

— То есть в вашей идеальной модели основную работу будут выполнять легкомоторные самолеты?

— Так точно. Если сделать самолет, который мог бы работать днем и ночью, в сложных метеоусловиях, вооружить его пулеметом, поставить нормальную современную авионику, то он бы очень эффективно работал. Я думаю, что один такой самолет за один вылет мог бы сбить до десятка «шахедов».

«Вся необходимая инфраструктура для военных легких самолетов у нас есть»

— 11 июня 2025 года Кабинет Министров Украины постановлением №699 запустил экспериментальный проект, где, в частности, планировалось привлечь гражданских пилотов малой авиации к отражению воздушных атак в составе добровольческих формирований территориальных громад (ДФТГ). Очевидно, что их должен кто-то обучить. Рассматривались варианты офицеров запаса и инструкторов авиауниверситетов, но у них нет практики сбивания «шахедов». А действующие пилоты, у которых есть этот боевой опыт, слишком ценны и вряд ли будут иметь достаточно времени. Так кто же реально будет сидеть за штурвалом легких самолетов? Как организовать эффективное обучение и сколько оно будет длиться для одного пилота?

— Я немного приложил руку к постановлению №699, там все возложено на ДФТГ, чтобы резко упростить юридическое оформление и допуск к полетам легких самолетов. Что касается пилотов, то в Украине есть несколько сертифицированных школ, которые обучают частных пилотов на легкие самолеты. Программа обучения гражданского частного пилота составляет примерно 42 часа, на это уходит около трех месяцев. После этого человек получает сертификат.

Для боевой работы, прежде всего, можно задействовать пилотов истребительной авиации, которые на пенсии. Это самый большой потенциальный контингент. Первый этап программы обучения — научить такого пилота летать на конкретной модели легкого самолета. Думаю, это займет до 3-4 недель. Второй этап — примерно месяц-полтора — это боевое применение. Программы первого этапа прописаны, они уже опробованы и там все хорошо.

Программа по сбиванию «шахедов» будет писаться в течение обучения. Летчики-инструкторы, летчики-истребители будут проводить учебные полеты с использованием бортового оборудования (при наличии хорошего самолета, оснащенного необходимой авионикой), учебных мишеней (запустить того же дрона-перехватчика) и так будут тренировать экипажи. Основные элементы программы: поиск «шахеда», выход на боевой курс, захват фотопулеметом, фиксация, сбивание. На конечном этапе можно сбить реальный дальнобойный БПЛА.

Если серийно производить легкие самолеты, если государство подключится к этому, то можно привлечь Институт воздушных сил, например, ХНУПС (Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба — ред.). Быстро создать факультет, прописать учебную программу, и можно ставить обучение пилотов на поток. Максимальный срок обучения — три месяца.

— А сколько будет стоить обучение одного пилота?

— Программа подготовки боевого пилота рассчитана на 50 часов, в среднем где-то 100-150 евро в час. Получается, до 5-7,5 тыс. евро на подготовку одного человека. Изучить механику легкого самолета дешевле — примерно 2-3 тыс. евро. Для сравнения: обучить одного пилота-истребителя сейчас стоит 1,5-2 млн евро.

— Какая инфраструктура нужна для обеспечения полетов легкомоторных самолетов, противодействующих «шахедам»? Нужно ли строить что-то новое или можно использовать возможности существующих аэродромов?

— Из собственного опыта: еще до 2014 года, когда я был вне службы, у меня был легкий самолет «Бекас», на котором я обрабатывал поля. Легкий самолет, из которого можно сделать боевой, будет примерно на похожей платформе. Для него достаточно 200-300 м более или менее прямой дороги шириной 15-20 м без ям. Это может быть грунтовая дорога, поле, сельскохозяйственный аэродром, которых у нас сотни разбросано по Украине, а также действующая инфраструктура любого аэродрома/аэропорта. То есть все, что нужно для таких самолетов, у нас есть.

Х-32 Бекас / Wikipedia.org

Ремонт и техническое обслуживание можно делать в поле силами экипажа и имеющегося техника. То есть никакой дополнительной инфраструктуры не требуется. Спрятать самолет можно легко: два-три человека спокойно заталкивают его в лесополосу и маскируют. Также можно выкопать небольшой капонир и его туда спрятать. Вот вам и вся инфраструктура.

«Основная проблема не сбить "шахед", а его найти — особенно ночью или в условиях облачности»

— Среди военных экспертов звучит критика легкомоторной авиации: она не может работать в плохую погоду, не имеет современной навигации или систем слежения за целями, лишена системы «свой/чужой», что повышает риск дружественного огня, а также не имеет систем катапультирования пилота. Как можно устранить эти недостатки?

— Все эти недостатки полностью устраняются, если подойти системно и сделать из гражданского самолета боевой. Начнем с того — что делать, если на самолете произошла нештатная ситуация? Как правило, у таких самолетов достаточно высокая аэродинамическая эффективность (то есть способны определенное время планировать даже без работающего двигателя — ред.). Пилот может спланировать, выбрать площадку, сесть. Если так не получается, то, как правило, легкие самолеты оборудованы парашютной системой, которая спускает весь самолет. Также несложно сделать легкую броню из композитных материалов. Например, немного утолщить саму кабину для защиты экипажа и таким же образом защитить двигатель.

Что касается штатной авионики, то у легких самолетов она такова, что летать можно только днем. Если поставить необходимое оборудование, самолет будет летать также ночью. Как и у любого самолета, у легкомоторного существуют определенные ограничения по погоде и боковым ветрам, но они не очень существенны. Система «свой/чужой», по моему мнению, не нужна. Наша система ПВО очень отточена в этом плане — есть специальные сигналы, которыми пилот может себя обозначить. Кроме того, в чем проблема летать с включенными навигационными огнями, посадочные фары также можно включить, отмечая себя как самолет.

Читай также: Историческое соглашение: Польша заключила контракт на модернизацию F-16

Для поиска цели такой самолет, согласно постановлению №699, включается в систему ПВО государства. Такие самолеты и подразделения (ДФТГ) будут подчиняться непосредственно командованию Воздушных сил. Поэтому предварительное наведение будет осуществляться общей системой ПВО. То есть определяется цель, самолет конкретно наводится на нее, далее, если он будет оборудован необходимыми средствами, переключается на свои бортовые системы, выходит на линию атаки, расстреливает дрон и проблем нет.

Вопрос как раз в том, чтобы сделать именно такой самолет. Ведь действительно боевым и эффективным его делает авионика. Основная проблема не в том, чтобы сбить «шахед», а в том, чтобы его найти. Особенно ночью или в условиях облачности. Эту проблему решает авионика, которую нужно добавить к легкому самолету. Тогда он становится настоящим истребителем дронов.

— Одним из вариантов противодействия «шахедам», как отмечало Defence Express, является установка систем РЭБ на легкие самолеты. Впрочем, на современных «шахедах» имеются CRPA-антенны, которые позволяют дрону продолжать ориентацию даже при зашумлении части неба. Как преодолеть такое препятствие?

— Такой самолет с РЭБ может быть полезен, однако на «шахед» он никак не влияет. Потому что «шахед» оборудован системой антенн «Комета» (российский комплекс, обеспечивающий устойчивую связь и защиту от подавления сигналов — ред.). Стандарт у врага — 12, 16, 18 антенн, но я уже видел сбитый дрон с 24 антеннами. Поэтому если теоретически подавить все антенны, у «шахеда» еще есть инерционная система наведения. Миникомпьютер переключается на нее, идет по ней и, как только выходит из действия РЭБ, переключается на GPS. Далее вносится корректировка курса, он довертывает и снова летит на цель. Поэтому ему в основном «по фигу» на РЭБ. То же самое с разведдронами типа Орлан, Орион, Суперкам. Они тоже оборудованы такими антеннами, поэтому их очень трудно подавить.

Коллаж: Dengi.ua

Но самолет с РЭБ — все же полезен. Например, если летит 300 дронов, то «шахедов» из них где-то 100-150 шт., все остальные — это дроны-обманки и т.д. Именно их может подавить самолет с РЭБ, отсеивая боевые от небоевых. Итак, для такого самолета тоже есть место, но он не будет массовым.

— Украина потеряла несколько дорогостоящих самолетов при отражении дроновых атак из-за поражения обломками. Как обезопасить самолеты, в частности, легкомоторные, от такой опасности?

— Почему мы потеряли истребители? Потому что «шахед» летит, например, со скоростью 150-200 км/ч, истребитель атакует его со скоростью 400 км/ч. Снизить скорость до 200 км/ч он не может, потому что упадет. Это его скорость сваливания, она даже больше этой отметки. Поэтому истребитель атакует «шахед» на более высокой скорости, сбивает и просто не успевает отвернуться, влетая в это взрывное облако. Что касается легкого самолета, то его скорость — 150 км/ч, скорость «шахеда» — 150 км/ч. Вообще характеристики таких легких самолетов подходят (для охоты на «шахедов» — ред.), то есть у них максимальная скорость до 400 км/ч, а минимальная скорость, так называемая скорость сваливания — 70-80 км/ч. Поэтому легкомоторный самолет, расстрелявший дрон, например, с дистанции 200-300 м, может запросто отвернуть легким маневром влево-вправо.

— Если у легкомоторных самолетов в основном максимальная скорость до 400 км/ч, как они будут бороться с реактивными БПЛА типа «Герань-3», которые могут развивать скорость до 600 км/ч? Сегодня россияне наращивают их производство и все чаще запускают по городам, терроризируя мирное население.

— На самом деле реактивный «Герань-3» не развивает 600 км/ч. У него есть такая особенность: он залетает на территорию Украины со скоростью 500-530 км/ч, а через 3-5 минут переходит на крейсерский режим полета, который составляет 250-350 км/ч. На момент удара «Герань-3» может набрать высоту и увеличить скорость до 500 км/ч. Почему так? Реактивный двигатель в разы больше потребляет топлива, чем обычный пропеллерный. Чтобы сделать более-менее нормальную дальность полета для «Герань-3», враг уменьшил боевую часть до 20-30 кг вместо 90 и добавил туда топлива. Таким образом, 70-80% всего полета скорость российских реактивных дронов не превышает 350 км/ч.

Мы с коллегами считаем, что из-за дороговизны (только двигатель «Герань-3» стоит более $100 тыс.) этих «шахедов» может быть не более 20-25% от общего количества запущенных дронов. Сбивать их можно либо с помощью легкого самолета с пулеметом, либо с помощью дронов-перехватчиков. В перспективе, если будет масштабирование конкретной модели, есть одна классная ракета, которую делает немецкая Rheinmetall вместе со шведами. Это специальная антидроновая ракета, которая весит всего 7 кг. Принцип действия у нее — пустил и забыл, а дальность стрельбы — до 3 км.

— Сколько стоят названные вами средства противодействия реактивным «шахедам»?

— Пулемет — почти ничего. Это базовый пулемет, который используют все наземные группы, не буду называть модель. Просто берется с военного склада, устанавливается и вперед. Дрон-перехватчик или такая ракета — $2-3 тыс. за штуку.

«Конструктивно мы практически завершили разработку модели боевого легкого самолета против "шахедов"»

— Имеет ли Украина собственный легкомоторный самолет, на базе которого можно создать эффективную боевую машину для противодействия «шахедам»? Сколько он стоит?

— Украинская компания «Антонов+» имеет классный легкий самолет, который полностью подходит по скоростным и базовым параметрам. Я стал их консультантом и вдохновителем этого проекта. Конструктивно мы практически завершили разработку модели боевого самолета. Он будет вооружен пулеметом и дронами-перехватчиками. Самолет будет работать днем, ночью, а также в плохих метеоусловиях, будет всегда «видеть», поскольку будет иметь оптико-электронный и радиоканал обнаружения.

Самолет сможет работать в автономном режиме поиска «шахеда», выходя на цель без использования наземных авианаводящих. В связке с наземными авианаводящими боекомплекта нашего самолета будет достаточно, чтобы за один вылет положить где-то 10-15 «шахедов». Самолет также сможет покрывать широкий диапазон высот — от 20 до 8 тыс. м. Мы также разработали легкую броню кабины, для этого используются карбоновые панели.

Иллюстративное фото / Коллаж: Dengi.ua

Что касается стоимости такого самолета, то гражданский вариант стоит примерно 300 тыс. евро. Чтобы превратить его в боевой, нужно примерно 900 тыс. евро. В общем получается 1,2 млн евро вместе с обучением пилотов. Сейчас мы с конструкторами находимся на завершающем этапе. Мы уже проводили переговоры с Воздушными силами и планируем представить этот самолет как основной боевой, чтобы в случае утверждения масштабировать его производство.

— То есть вы предлагаете сосредоточиться на одной модели украинского производства, чтобы не заниматься модернизацией гражданских самолетов разных моделей?

— Именно так. Мы подошли к делу системно: установили связи с летными школами, рассчитали стратегию масштабирования производства. Планируем через ДФТГ завести несколько наших самолетов в боевую эксплуатацию. Если они покажут высокую эффективность (10-15 сбитых «шахедов» за один вылет), то будем работать дальше. Кстати, этот проект мы назвали Skyshark — небесная акула.

— Если не секрет, когда можно ожидать презентацию Skyshark, а также его боевое применение?

— Сейчас у нас есть определенные трудности с финансированием. Работаем за счет собственных средств «Антонов+» и меценатской помощи от ОО «МО Народный адвокат». Но этого недостаточно. Если вопрос финансирования будет решен, и наш самолет утвердят, то через 3-4 месяца он уже будет сбивать «шахедов» над Украиной.

— Насколько экономически выгодным для Украины будет самолет, который вы разрабатываете? Каким образом его параметр стоимость/эффективность соотносится с аналогичными параметрами истребителей и вертолетов?

— Истребитель, например, тот же F-16 стоит в пределах $30 млн. Таких легких самолетов на эти деньги можно построить 20-25 шт. Один час полета истребителя F-16, Су-27 или МиГ-29 стоит $8-10 тыс. Вертолет, например, Ми-8 или Ми-24, стоит $5-6 млн, а один час его полета — $2-4 тыс. В то же время один час полета легкого самолета будет стоить от 100 до 200 евро. Минимум в десять раз меньше, а эффективность в сбивании «шахедов» будет превышать показатели вертолета.

Читай также: Искусственный интеллект на фронте: как ИИ-технологии меняют искусство войны

С экономической точки зрения, если легкомоторный самолет стоимостью 1,2 млн евро будет сбивать 150 дронов в месяц, то он окупит себя за 2-3 недели боевой работы. Чтобы защитить 70-80% территории Украины от, например, одновременного налета 500-800 «шахедов», нам нужно 100-150 шт. таких самолетов. Как бы то ни было, но МВГ и группа, вооруженная дронами-перехватчиками, имеют один существенный недостаток — они маломобильны по отношению к «шахеду». Почему? Они привязаны к земле и их радиус действия ограничен. Пулемет — 1000-1500 м, Gepard — 3000 м, а дрон-перехватчик — 30 км. Радиус действия легкого самолета — 500 км.

ЯК-52Б2 / росСМИ

Кстати, россияне усовершенствовали ЯК-52, назвав свою модернизацию ЯК-52 Б2. Они повесили там два дробовика, или что-то в этом роде, и получили сертификат летной годности еще в декабре 2024 года. И сегодня у россиян уже есть примерно полторы эскадрильи этих самолетов, где-то 17-18 шт. Они их используют против наших дальнобойных дронов.

«Государство и военное руководство сегодня ведут себя следующим образом: не будем помогать, но и мешать не будем»

— Что дешевле и эффективнее для борьбы с «шахедами»: производить украинский легкомоторный самолет или покупать аналогичные машины за рубежом?

— Воздушные силы рассматривали варианты, чтобы купить б/у модели американских Cessna. С учетом всех растаможек и т.п. получается такая же стоимость, как создать украинский самолет с нуля. Например, б/у Cessna, которой 15-18 лет, будет стоить примерно 200-250 тыс. евро. Добавьте стоимость переоборудования, и на выходе это будет $1-1,2 млн евро, как и наш самолет.

Однако есть важный момент: чтобы превратить иностранный самолет в боевой, нужно вмешательство в конструкцию, а на это необходимо получить разрешение производителя. Это разрешение могут не дать по многим причинам. Украинский самолет можно постоянно и оперативно модернизировать, обновлять авионику — он гибкий, как пластилин. К тому же, наш самолет — это рабочие места, государственный заказ, развитие отечественной конструкторской школы, возможность впоследствии продавать его на экспорт и наполнять госбюджет Украины.

— Сколько самолетов, разработкой которых вы занимаетесь, сможет производить Украина в месяц?

— При надлежащем финансировании и масштабировании — 10-15 шт. На такую производственную мощность, при наилучших условиях, можно выйти за 2-3 месяца.

— Какие производственные мощности необходимо для этого задействовать? Сколько это будет стоить?

— Нужно взять в аренду ангар или производственное помещение с нужными параметрами, купить станки (это не проблема, стоить они будут примерно пару миллионов долларов), нанять людей. И это все, что нужно, чтобы масштабировать производство.

— Какие шаги, по вашему мнению, должно сделать государство для запуска в Украине серийного производства легкомоторных самолетов, способных эффективно сбивать «шахедов»? Каким может быть участие в этом процессе разного рода благотворительных фондов и меценатов?

— Государство и военное руководство сегодня ведут себя следующим образом: не будем помогать, но и мешать не будем. То есть «сделайте изделие за собственные или благотворительные средства, мы возьмем его на экспериментальную боевую эксплуатацию, дальше посмотрим на эффективность, и только тогда будем рассматривать вопрос о масштабировании производства и принятии на вооружение». То есть государство средств не дает, поэтому для нас очень важна помощь благотворительных фондов и меценатов, таких как ОО «МО Народный адвокат». Несмотря на трудности, я верю, что украинский легкомоторный самолет — это наш лучший ответ на будущие запуски 1000+ «шахедов» в сутки.