Начнем с прекрасного: к тому моменту, когда наш читатель откроет этот номер, все успеют ужаснуться новости о том, что Мировой банк перестал готовить и публиковать Doing Business – индекс инвестиционного климата, по большому счету.
Перестал по причине того, что нынешнее руководства Мирового банка – его возглавляет с 2019 года Дэвид Малпасс (David R. Malpass), провело расследование, его предприняла по поручению МБ компания Wilmer Hale. И это расследование выявило манипуляцию данными. Например, бурный рост показателей легкости ведения бизнеса в Китае, Саудовской Аравии и ряде других стран. Говорят, что к манипулированию данными причастна прежний топ-чиновник МБ Кристалина Георгиева, которая сейчас занимает должность исполнительного директора МВФ. Сама Георгиева обвинения отвергает и уже дала пояснения Совету директоров (Executive Board) Фонда.
Читай также: Всемирный банк выделит Украине $230 млн: куда пойдут деньги
Ко всему этому можно было бы отнестись как к суете вокруг банальной пузомерки, но нет. Штука в том, что на этот индекс со звериной серьезностью ориентировались даже институциональные инвесторы. И если, к примеру, украинские компании переплачивают при размещении своих облигаций за рубежом либо при поиске кредитования, то это – большой привет, и от Doing Business в том числе.
Помимо упреков в манипулировании данными в последние пару лет, к индексу Doing Business еще одна претензия – он реально давал оценки по состоянию инвестиционного климата с опозданием примерно на два года. В нынешнем быстро развивающемся мире это вряд ли хороший ориентир.
Читай также: Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business: Что случилось
А Китай, РФ, и ряд других стран имели, похоже, явно дутые показатели DB. Понятно, что такие показатели могли помогать в привлечении инвестиций и манипулировании мнением инвесторов.
Украина в опубликованном в 2019 году DB-2020, к которому есть претензии, занимает 64-е место. Выше нас – например, Италия (58-е), что не вызывает особых вопросов. Но выше Италии, к примеру, стоят (сверху вниз места с 47-го по 57-е ) Армения, Молдова, Беларусь, Черногория, а также Хорватия, Венгрия, Марокко, Кипр, Румыния, Кения, Косово. А что, так можно было? Автор этих строк живет в Украине, бывал примерно в половине упомянутых выше стран, а также в Италии. По причине профессионального любопытства вникал в то, что там происходит с бизнесом, общался с местными предпринимателями и даже читал кое-что из местных деловых изданий. И общий вывод: все перечисленные чуть выше страны в сравнении с той же Италией вызывают поднятые брови. Этого кто-то не видел и не понимал раньше? Понимали, наверное. Но открыть форточку и посмотреть в окно, видимо, религия не позволяла.
Читай также: Европейский банк подвергается попыткам рейдерской атаки в Украине
Мне реально обидно за Украину. У нас жесточайшие условия работы для бизнеса. Но чтобы хуже, чем в Косово или Кении?
Итого: ликвидация DB давно назрела и перезрела, но проблема в том, что нужен какой-то индекс, которым можно будет тыкать в нос отечественным властям и требовать от них либерализации налоговой системы, упрощения административных процедур и оздоровления финансового сектора. Кстати, о последнем – доступ к кредитам надо упрощать, потому что еще в 2016 году Нацбанк ввел запретительные нормативы для кредитования, они мало менялись до сих пор. Да и учетную ставку необходимо снижать – нынешняя 8,5% годовых означает мега-дорогие кредиты для бизнеса. А льготные кредиты при поддержке государства – это гомеопатические дозы, они не спасают. Так что там с инвестиционным климатом?