Кабмин и парламент в 2019 году явно недовыполнили план дерегуляции. Но у них есть все шансы исправиться в следующем, 2020-м. Первоочередные задачи – связать руки силовикам, упростить запуск и ликвидацию бизнеса, сократить число проверок и поводов для прихода ревизоров.

Об этом сообщают Деньги.ua.

В 2020 году контролирующие органы проведут комплексные проверки 32,4 тыс. компаний и предпринимателей. Это почти на 3 тыс. проверок больше, чем в 2019-м.

Помимо плана комплексных проверок, который утверждает Государственная регуляторная служба, каждый контролирующий орган составляет собственный план. Например, Госслужба по вопросам труда в 2020 году проверит почти 17 тыс. работодателей, Госслужба по чрезвычайным ситуациям – 44 тыс. субъектов хозяйствования, а Госпотребслужба проверит свыше 22 тыс. компаний (см. таблицу). Государственная налоговая служба пока свой план проверок не утвердила. Но за 2019 год налоговики собирались проверить свыше 7,2 тыс. субъектов. В 2020 году явно будет не меньше.

Читай также: Евро-6, спирт и коллекторы: Что приняла Рада

А ведь есть еще и внеплановые визиты проверяющих. О них вообще никто не предупреждает. Поводы для них генерируются чиновниками произвольно. Так что оценить полный объем давления на бизнес не может даже Госрегуляторная служба, которая, по идее, должна его предотвращать. И это явно не та дерегуляция, на которую рассчитывает бизнес.

  • Обещали? Сделали?

Кабинет Министров еще года четыре назад заявил о намерении максимально упростить жизнь бизнесу. Из того, что сделано за это время: открыты электронные реестры, ликвидировано пару тысяч устаревших нормативно-правовых документов, запущена онлайн-регистрация предпринимателей, принят новый Кодекс по процедурам банкротства, частично упрощена процедура подключения к электросетям.

Но этого все равно мало. Уже несколько лет предприниматели не могут дождаться, чтобы бизнес ликвидировать было так же просто, как и открыть его. В 2019 году Министерство юстиции в пилотном режиме запустило онлайн-регистрацию ООО. В теории, стать учредителем компании можно буквально за сутки. При этом ликвидация как физического, так и юридического лица может длиться месяцы и годы.

По-прежнему деятельность во многих сферах слишком зарегулирована. Причем, бюрократия, в основном, касается малого бизнеса. Для того чтобы открыть небольшой магазин, необходимо иметь: документы, подтверждающие право собственности на помещение; разрешение Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) на перевод жилого помещения в нежилое; документы, подтверждающие законность оборудования отдельного входа (если таковой имеется); заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы; заключение Госслужбы по чрезвычайным ситуациям на то, что магазин соответствует нормам пожарной безопасности. И это далеко не весь список.

Читай также: Как Кабмин влияет на бизнес

Получение разрешений на рекламу тоже сопряжено с волокитой и сложностями. Единственное, что можно сделать, так это аннулировать разрешение на размещение внешней рекламы онлайн. И то, только в 10 областях Украины.

Силовые структуры продолжают практиковать обыски у частного бизнеса. Только в сентябре–ноябре 2019 года правоохранители приходили с обысками в несколько IT компаний, в том числе в офис международного разработчика SAP и в представительство французской компании Label Platform. Хотя президент Владимир Зеленский не раз уверял, что лично будет защищать интересы бизнеса и избавит его от неправомерного давления со стороны правоохранительных органов.

  • “Цифра“ на подходе

И все-таки, позитивные изменения в пользу бизнеса есть. Одно из главных достижений 2019 года – запуск электронного документооборота в госструктурах. В начале октября Кабинет Министров анонсировал пилотный проект по внедрению системы электронного документооборота в секретариате Кабмина. Пилот продлится до 31 декабря 2020 года и к нему могут присоединиться любые органы центральной власти. Правда, премьер-министр Алексей Гончарук обещал, что все госорганы откажутся от бумажных документов с 1 октября 2019 года. Но лучше так, чем никак.

А министр Кабмина Дмитрий Дубилет в ноябре анонсировал запуск системы электронных доверенностей, которые станут дополнением к бумажным документам. Нотариусы при оформлении доверенности будут выдавать, кроме стандартного бумажного бланка, еще и pdf-файл с электронной подписью.

В октябре вступил в силу закон № 132-IX, который отменил обязательный паевой взнос для застройщиков. Его размер составлял для жилой недвижимости 4% и для нежилой – 10% общей стоимости проекта. Застройщики жаловались, что вместо развития инфраструктуры, для которой этот взнос и был предназначен, деньги оседали в карманах местных чиновников. Теперь паевой взнос будет делом добровольным. А строительные компании говорят, что отсутствие такого псевдоналога позволит снизить цену квадратного метра.

Читай также: Кабмин хочет усилить наказание за контрабанду

Также парламент принял законопроект № 1055-1, который вводит обязательную продажу прав аренды на государственное и коммунальное имущество на электронных аукционах. Это ощутимо упростит доступ бизнеса к таким торгам, и поможет побороть коррупцию (хочется на это надеяться).

В ноябре вступил в силу закон № 159-IX, нормы которого противодействуют рейдерам и недобросовестным нотариусам, по поддельным документам воровавшим бизнес. Новый закон ликвидирует коммунальных нотариусов (именно с их помощью чаще всего проводились махинации) и оставляет право проводить действия по регистрации имущества и бизнеса только госрегистраторам и частным нотариусам.

Государственные органы при проверках бизнеса полностью перешли на риск-ориентированный подход. Суть его заключается в том, что чем выше степень риска в деятельности компании или предпринимателя, чаще тем их проверяют. И наоборот. Но, судя по ежегодному росту количества проверок, эта система работает как-то странно. Юристы объясняют, что в некоторых сферах критерии оценки риска ведения хоздеятельности не приняты, недоработаны или не соответствуют законодательству. Добавим: или критерии рискованности трактуются произвольно коррумпированными чиновниками.

Необходимо, чтобы правительство и Рада ограничили полномочия проверяющих, сократили основания для внеплановых проверок и ввели ответственность инспекторов за нарушения. Пока все происходит в точности до наоборот: Кабмин вернул Госслужбе труда право проведения проверок работодателей в любое время дня и ночи, а парламент хочет освободить налоговиков от персональной ответственности за нарушения и дать им возможность проводить проверки, если возникнет хотя бы подозрение, что налогоплательщик нарушает закон.

Читай также: Как налоговые идеи Кабмина и Рады повлияют на бизнес

  • Чтобы просто и легко

Еще бизнес очень ждет сокращение разрешительной документации. Особенно для тех предпринимателей, чья деятельность не несет угрозы жизни и здоровью окружающих, не вредит экологии, не сопряжена с производством, хранением, перевозкой опасной продукции и т. д. Первая ласточка, кстати, уже есть. Депутаты обещают разрешить предпринимателям первой группы единого налога вести деятельность по заявительному принципу.

Либерализация нужна и для нестандартного подключения к электросетям. Этот процесс по-прежнему сложный и дорогостоящий. И если крупные компании умудряются “решать вопрос“ на уровне облэнерго, то предприниматели физически не могут удовлетворить запросы тех, кто выдает разрешения на подключение. А ведь индикатор “присоединение к электросетям“ сильно влияет на позицию Украины в рейтинге Doing Business. По этому показателю наша страна в 2019 году на позорном 128-м месте.

Ну и, конечно, важно, чтобы разрекламированное Кабмином “государство в смартфоне“ так и не осталось красивыми словами. К тому же, многие сервисы готовы, их нужно лишь довести до ума. Например, онлайн-дом Минюста или портал электронных услуг iGov. Проблема часто в том, что реализацию шагов по дерегуляции, даже при наличии нормативно-правовой базы, тормозят местные власти. А это уже в компетенции правительства добиться, чтобы все работало.

Читай также: Что обещает правительство сделать за 5 лет

  • Земля и приватизация

Многие задачи по дерегуляции на 2020 год Кабмину и Верховной Раде хорошо известны. Вместе с отменой моратория на продажу сельхозземель парламент обязан запустить электронные аукционы по аренде и продаже угодий. Соответствующий законопроект (№ 2195) принят в первом чтении.

Большие планы у Кабмина и в отношении приватизации. Правительство передало Фонду государственного имущества 415 из 500 государственных предприятий, которые впоследствии уйдут с молотка. Но малый и средний бизнес интересуют, скорее, объекты малой приватизации, которые продаются онлайн, на площадке Prozorro.Продажи. Правда, там, как правило, выставлен всякий неликвид: промышленная и нежилая недвижимость, оборудование, металлолом. Поэтому нужно либо расширять перечень объектов малой приватизации, либо упростить предпринимателям допуск к аукционам по продаже крупных госактивов. За год, с августа 2018 года по август 2019-го, малая приватизация принесла бюджету около 1,5 млрд. грн. 

Светлана Шмелева


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook