Уходящий 2021 год для мировых сырьевых рынков оказался не менее насыщенным, чем 2020-й. Человечество смогло запустить процесс вакцинации и найти хотя бы какой-то инструмент борьбы с пандемией коронавируса. Это позволило многим странам вернуться в более-менее привычный режим жизни, что, в свою очередь, подогрело потребление ключевых ресурсов – промышленного сырья, энергоносителей и продовольствия. 

Читай также: Нефть снова дорожает во всем мире — новые тарифы

Но планету накрывают все новые и новые штаммы COVID-19, которые подогревают нестабильность на сырьевых биржах. Ко всему прочему, Европу с сентября трясет глубокий газовый кризис, который взвинтил цены и на другие энергоносители. А высокотехнологичные отрасли и автомобилестроение столкнулись с нехваткой чипов и других критически важных комплектующих.

Все это наталкивает на мысль, что 2022 год тоже не будет спокойным. И мы увидим взлеты и падения цены как на нефть и газ, так и на металлы и продукцию переработки АПК.

Рост цен на продовольствие и продукцию черной металлургии (руда, металл) помогает гривне расти. Рост цен на энергоносители – нефть, газ, уголь, нефтепродукты помогает ей падать. Смотрите, не перепутайте!


Цены на нефть


Для нефтяного рынка 2021-й год выдался очень неспокойным. В январе баррель нефти марки Brent стоил чуть больше 50 долл. В середине октября стоимость сырья взлетела до максимальной с 2018 года отметки – почти 86 долл./барр. А к началу декабря нефтяные котировки откатились ниже 70 долл./барр.

Главным фактором, который влиял на стоимость нефти в течение всего года, было постепенное восстановление мировой экономики от пандемии и увеличение объемов потребления. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 году рост потребления нефти составит 5,5 млн. барр./сутки.

Читай также: Цены на нефть падают из-за нового штамма COVID

Повлиял на рост цен и газовый энергетический кризис в Европе. Особенно это стало заметно с приходом осени, когда начался отопительный сезон. Многие страны всерьез начали обсуждать вопрос перехода на уголь и нефетепродукты, и это спровоцировало увеличение цены «черного золота».

Ко всему этому добавились природные катаклизмы. Несколько крупных ураганов в США, повредивших нефтепроводы, спровоцировали долгую остановку добычи и переработки сырья в Мексиканском заливе. В результате министерство энергетики США в сентябре оценило падение добычи нефти на 96% и сокращение объема переработки на 12%.

Тем не менее, во второй половине октября тренд преломился, и котировки Brent пошли вниз. Cначала нефть дешевела на фоне роста курса доллара, который укреплялся на ожиданиях, что федеральная резервная система США вскоре начнет сворачивать стимулирующие меры и повышать процентные ставки в связи с высокими темпами инфляции. А к концу ноября появились первые случаи заражения новым штаммом коронавируса под названием «Омикрон», что тоже охладило нефтяной рынок.

И хотя МЭА считает, что потребление нефти в 2022 году сохранится на уровне 2021 года, все чаще слышны опасения, что этот штамм может обернуться новой волной COVID-19, которая прокатится по планете в ближайшие месяцы. Это приведет к новым локдаунам, что замедлит развитие мировой экономики и уменьшит потребность в нефти.

Впрочем, страны – члены ОПЕК+, похоже, не разделяют этот пессимизм. ОПЕК продолжает наращивать объемы добычи, и в начале декабря государства, входящие в блок, подтвердили готовность с января 2022 года увеличить суммарную добычу на 400 тыс. барр./сутки.

Читай также: В Украине тают запасы газа: Изменены темпы отбора

Эксперты тем временем дают по ценам на нефть довольно сдержанные прогнозы. В частности, банк Morgan Stanley понизил прогноз цен на нефть Brent на первый квартал 2022 года с 95 до 82,5 долл./барр. Bank of America (BofA) ожидает, что средняя цена нефти в 2022 году составит 85 долл./барр. А вот Еврокомиссия, наоборот, в своем осеннем прогнозе повысила цену нефти на 2022 год с 68,3 до 78,9 долл./барр. Правда, эти цифры Еврокомиссия озвучила еще до того, как штамм омикрон пополз по странам. Поэтому не исключено, что она свою оценку пересмотрит.

dengi.ua


Цены на газ


С приходом декабря наметилось облегчение и на газовом рынке. Cтоимость газовых фьючерсов на хабе TTF (Нидерланды) еще в конце ноября упала ниже эквивалента 1000 долл./тыс. куб. м и продолжает гулять около этой отметки. Напомним, что в начале октября стоимость газа в Западной Европе превысила 1900 долл./тыс. куб. м. В среднем цены на газ в ноябре снизились до 960 долл./тыс. куб. м, что примерно на 140 долл. (почти на 13%) ниже, чем аналогичный показатель в октябре.

Цены стали падать после увеличения поставок газа из Российской Федерации в Европу. Сокращает закупки газа Китай, у которого достаточно запасов голубого топлива на ближайшие месяцы. При этом КНР, которая ранее заявляла о намерении снизить потребление угля, в октябре закупила антрацита почти вдвое больше, чем годом ранее.

Читай также: Галущенко рассказал, сколько газа в хранилищах не принадлежит Украине

Уменьшилось потребление газа (а вслед за ним и цены) в США, где декабрьская погода оказалась мягче, чем ожидалось. При этом, Штаты успели запастись газом наперед. По оценкам аналитиков, объем природного газа в хранилищах США всего лишь на 2% ниже, чем обычно. А вот в Европе нехватка газа достигает 17%.

В ближайшие месяцы судьба цен на газ будет сильно зависеть от погоды. Резкое похолодание может снова привести к увеличению потребления газа и спровоцировать рост цен.

Еще один фактор, влияющий на газовый рынок, – это неопределенность с «Северным потоком-2». В середине ноября федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) приостановило сертификацию Nord Stream 2 AG как независимого оператора трубопровода «Северный поток-2». Это сразу же всколыхнуло цены на газ. И не факт, что BNetzA возобновит процесс сертификации до начала 2022 года.


Цены на золото


Цены на черные металлы, похоже, пока успокоились. Фьючерс на железорудную мелочь с июля по декабрь обвалился вдвое – с 212 до 102 долл./тонна. А фьючерс на стальную арматуру за октябрь–декабрь подешевел на 30%.

Карты металлургам спутал Китай. Поднебесная с недавнего времени сильно озаботилась экологическими вопросами и внедряет политику двойного контроля. Она предполагает контроль объемов производства и, в то же время, контроль объемов энергопотребления. Металлургические заводы, являясь энергоемкими предприятиями, были вынуждены сократить объемы выпуска продукции. Это, в свою очередь, снизило спрос на железную руду и сбило ее стоимость.

Помимо этого, в ноябре произошел дефолт компании China Evergrande Group, второго по величине девелопера Китая. А поскольку строительная отрасль тоже является важным потребителем металла, это событие не могло не повлиять на цены.

Впрочем, китайские заводы так постарались соблюсти экотребования, что даже перевыполнили план сокращения производства стали. Только в первой декаде ноября оно упало на 3,7% по сравнению с концом октября. Поэтому не исключено, что меры двойного контроля будут смягчены. Это подхлестнет и спрос, и цены.

Читай также: Нацбанк продал золотых монет на 870 тысяч гривен

Неспокойно и на рынке рулонной стали. В 2020 году, когда многие сталевары из-за эпидемии и карантина были вынуждены приостановить свою работу, цены на рулонную сталь выросли почти вчетверо – до 2000 долл./тонна. Но в 2021 году ситуация с производством стабилизировалась. Поэтому эксперты считают, что на этом рынке сформировался пузырь, который в 2022 году может лопнуть. И неизбежен ценовой обвал.

Показателен рост цен на алюминий, с начала 2021 года он подорожал почти на 30%. Этот металл пользуется повышенным спросом не только в промышленности, но и в автомобилестроении, и в высокотехнологичных отраслях. Учитывая проблемы с производством комплектующих и компонентов и агрессивный спрос на металлы в принципе, котировки алюминия вряд ли пойдут вниз.

Хотя, конечно, все это неизбежно отразится на покупателях. Портативная электроника и бытовая техника уже дорожает. Предстоящим повышением цен грозят и автопроизводители.

dengi.ua


Цены на продукты питания


Вот кто точно выигрывает от всей этой коронавирусной истерики, так это аграрии и производители продуктов питания. Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), который отражает изменение цен на ключевые виды продовольствия во всем мире, безостановочно растет. В ноябре 2020 года значение этого индекса находилось на отметке 105,6 пункта, в ноябре 2021 года – уже на отметке 134,4 пункта. То есть рост за год – более 27%.

Дорожают практически все основные виды продовольствия. Зерно, молочные продукты, сахар. Только цены на мясо и растительные масла к концу 2021 года стабилизировались и даже развернулись вспять. Но это после того, как растительные масла взлетели в цене.

Читай также: Цены на продукты питания будут только повышаться - прогноз

По данным ФАО, в ноябре цены на пшеницу продолжили расти пятый месяц подряд, достигнув максимального уровня с мая 2011 года. Это происходило под влиянием активного спроса в условиях ограниченного предложения и в связи с опасениями по поводу снижения качества нынешнего урожая в Австралии из-за нехватки осадков. Вслед за пшеницей дорожал и ячмень. А вот экспортные цены на кукурузу сравнительно стабильны, чему способствует высокий урожай в Аргентине, Бразилии и Украине.

Индекс цен на растительные масла в ноябре снизился на 0,2%. Причины две. Первая – ценовой потолок. Стоимость масел на мировом рынке еще в октябре достигла исторического максимума. Вторая – это ожидаемое сокращение производства и потребления на фоне возможной новой вспышки COVID-19.

Четвертый месяц подряд падают цены на мясо. Китай продолжает сокращать закупки свинины, есть перебои и с поставками мяса птицы из-за дефицита транспортной тары и вспышки птичьего гриппа в Европе и Азии.

Зато молочка дорожает, равно как и сахар. Индекс цен на молочную продукцию в ноябре вырос на 3,4% в связи с сокращением глобального экспортного предложения и уменьшением запасов в странах – производителях молочки. Индекс цен на сахар в ноябре подрос на 1,4%. ФАО объясняет это ростом цен на этанол. И Бразилия, которая является крупнейшим мировым экспортером сахара, увеличила объемы использования сахарного тростника для производства этанола, сократив таким образом производство собственно сахара.

В 2022 году спрос на продукты питания останется высоким во всем мире. Так что продукты питания на полках магазинах в обозримом будущем точно не подешевеют. Себестоимость производства постоянно растет, в том числе из-за подорожания энергоносителей и роста тарифов на грузоперевозке. Кроме того, как сообщила UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию – орган Генеральной Ассамблеи ООН), на потребительские цены в 2022 году будут влиять сбои в цепочках поставок и перегруженность морских портов.

dengi.ua