К офисному персоналу и квалифицированным специалистам работодатели относятся более бережно, чем к работникам без квалификации. Это и неудивительно. Зачастую именно такие люди, хотя и не занимают топовые должности, но являются ключевыми фигурами для бизнес-процессов: "незаменимых нет, но заменить некем".
Читай также: Работа за границей: ЕС вдвое увеличил количество вакансий для украинцев
Массовых увольнений менеджеров по продажам, маркетологов, бухгалтеров, юристов за последний год почти не было. Более того, некоторые компании даже расширяли штат, нанимая персонал, и поднимали зарплаты "белым воротничкам", в то время как оклады "синих воротничков" за 2021 год почти не изменились.
Логика работодателей понятна. Уборщицу, охранника и водителя найти не проблема (хотя, на самом деле, не так все и просто – см. стр…), а вот взять в штат инициативного продажника или знающего маркетолога – задачка явно посложнее. Ведь на адаптацию на новом месте сотруднику нужно три-четыре месяца, а то и больше. Только после этого он сможет выкладываться на все 100 процентов. Но у компаний, которые нуждаются в людях, этого времени нет. Им нужно зарабатывать здесь и сейчас, восполняя недополученную за время карантина прибыль.
Есть еще и сугубо психологический фактор: если компания начинает массово увольнять специалистов, которые делают ей кассу, остальные сотрудники могут воспринять это как сигнал бедствия и начнут разбегаться.
Поэтому во второй половине 2021 года для работодателей первоочередным вопросом станет даже не наем персонала, а сохранение уже тех кадров, что есть. Ведь стабильность в команде позволяет компании плотно держаться в рынке и планомерно наращивать объемы бизнеса. Разумеется, работодатели заплатят за лояльность сотрудников увеличением зарплат и другими бонусами, в том числе и расширением социальных пакетов.
С распростертыми объятьями
Украинские компании, помимо поиска работников без квалификации, в начале 2021 года начали активно набирать офисный персонал и профильных специалистов. Как сказано в исследовании EY тенденций украинского рынка труда, которое есть в распоряжении "Денег", среди опрошенных компаний 22% увеличили численность сотрудников в первом квартале 2021 года на 5% и только 10% компаний уменьшили численность сотрудников за этот же период на 3%.
В числе самых активных нанимателей – агрохимическая отрасль, технологии и IT, отели и ресторанный бизнес, производители стройматериалов, фармацевтика, транспортно-логистическая сфера и торговля.
Читай также: Рынок труда в Украине: Кто больше всего нужен работодателям
Причем, HoReCa становится драйвером рынка. Потому что в других отраслях компании не увольняли сотрудников настолько резво, как это делали рестораны, бары, кафе и гостиницы. Теперь же, когда ресторанный и отельный бизнес понемногу поднимается с колен, потребность в линейном персонале растет.
Спрос на сотрудников со стороны IT-компаний связан с тем, что их услуги требуются уже не только для узкопрофильных задач, но и для решения насущных проблем практически любого бизнеса. Начиная с внедрения чат-ботов и организации удаленных рабочих мест и заканчивая развертыванием и администрированием систем безопасности, защиты данных и т. д. Так что, IT-специалисты явно еще долго будут в тренде. И речь даже не о разработчиках, а о тех, кто поддерживает системы.
В то же время, параллельно с наймом сотрудников компании проводят оптимизацию штата. По данным EY, в начале 2021 года увольняли персонал промышленность и энергетика, компании финсектора, аграрии, транспорт и логистика, торговля.
Причины для такого сокращения могут быть разными – отказ от дублирующих должностей, сворачивание отдельных проектов, а также переход от трудовых договоров к договорам подряда. Да, мы прекрасно знаем, что гражданско-правовые договора используются для снижения налоговой нагрузки за счет уменьшения штатной численности сотрудников. И мы знаем, как к этому относятся налоговые инспекторы. Но на статистику это в любом случае влияет.
А вообще, если сравнить показатели найма и сокращения персонала в среднем по рынку, то темпы приема на работу вдвое превышают увольнения. Так что можно говорить о том, что рынок труда все-таки вышел из "красной" зоны.
Продают, планируют и считают
Спрос на офисных сотрудников традиционно зависит от отрасли. Но все опрошенные "Деньгами" компании заявили о том, что в первую очередь в цене специалисты, задействованные в процессе продаж и обслуживания клиентов. Это – менеджеры по продажам, маркетологи, сервис-менеджеры, кредитные специалисты и страховые агенты.
"По нашему опыту, наиболее востребованными остаются операторы колл-центра, сотрудники отделений розничной сети – кассиры и операционисты", – рассказывает Светлана Хайкова, директор департамента по работе с персоналом Ощадбанка.
Еще одна категория нужных специалистов – сотрудники, задействованные в любых процессах e-commerce. Это может быть интернет-маркетинг и SMM, администрирование баз данных и работа с крупными массивами данных в принципе (big data), поддержка интернет-магазинов и систем автоматизации бизнеса (ERP).
"COVID-19 научил бизнес быстро трансформироваться в новых условиях и подтолкнул его к автоматизации, к отказу от бумажных носителей в пользу электронных. Так что сотрудники, которые смогут эти процессы администрировать, еще долгое время будут в цене", – считает Наталия Бондарь, HR-менеджер финансовой компании "Инвестохиллс Веста".
Повсеместно требуются менеджеры по логистике и экспедиторы. Сбыт все глубже и глубже уходит в онлайн, и дистанционные каналы продаж во многих компаниях уже стали едва ли не полноценной заменой физических торговых точек. Так что организация грамотной логистики и доставки – крайне насущный вопрос.
Сохраняется довольно высокая потребность в бухгалтерах, экономистах, юристах. Сотрудники финансового блока играют важную роль в оптимизации, управлении и защите денежных потоков на предприятии. Особенно сейчас, когда парламент намерен в очередной раз перекроить налоговое законодательство (стр…). Что касается юристов, то ни одна компания не может обойтись без них, так как нужно отбиваться в судах – и в спорах с контрагентами, и от нападок проверяющих.
К слову, за последние месяцы вырос спрос на землеустроителей и геодезистов, что напрямую связано со снятием моратория на продажу сельхозземель и запуском рынка земли.
Прибавят от 5 до 15 процентов
Ситуация с оплатой труда у офисного персонала лучше, чем у представителей рабочих профессий. "У квалифицированного персонала после введения карантина и режима удаленной работы уровень оплаты труда существенно не изменился. "Пострадали" только те работники, которых работодатели вынужденно отправляли в неоплачиваемый отпуск", – рассказывает Олег Горецкий, управляющий партнер юридической компании "Горецкий и Партнеры".
Читай также: Ситуация на рынке труда остается напряженной, - НБУ
Работодатели в большинстве своем подняли зарплаты линейному персоналу в начале 2021 года. Например, по данным EY, почти 50% компаний повысили зарплаты своим сотрудникам. Повышение составило 5–10%, в некоторых случаях и больше. "Наша компания увеличила зарплаты практически всем специалистам в среднем до 15%", – говорит Марина Авдеева, управляющий акционер страховой компании "Арсенал Страхование".
Наибольший рост заработных плат – на 13–15% – наблюдался в транспортной и логистической отраслях; торговля, IT-сектор, промышленность повысили зарплаты на 10%; фармацевтика увеличила оклады на 5%. Наименьшую прибавку получили аграрии – у них зарплаты выросли всего лишь на 3%. Это связано с тем, что 2020 год для АПК был не самым удачным, и сельхозпроизводители слегка затянули пояса.
Многие компании запланировали второй этап пересмотра зарплат на второе полугодие 2021 года. Как сказано в исследовании EY, 56% респондентов намерены до конца года повысить заработные платы своих сотрудников на 10%. При этом ни в одной отрасли не планируется снижение заработных плат.
Наиболее оптимистичные планы по росту зарплат в нефтегазовом секторе (повышение на 15%), в сфере производства строительных и отделочных материалов (+12%) и в ІТ-секторе (+11%). Фармацевтические компании и телеком-операторы намерены поднять зарплаты на 8%, торговля – на 5–7%. Даже HoReCa и туристическая сфера смотрят в будущее с уверенностью и готовы увеличивать уровень оплаты труда в среднем на 5%.
Премии – лучшим
У многих категорий сотрудников реальный заработок завязан на их результативности. Причем, работодатели чем дальше, тем больше привязывают жалование к KPI специалистов. У менеджеров по продажам, маркетологов, технологов на производстве зачастую фиксированная часть зарплаты составляет лишь 30–50%, все остальное – результат персональных усилий и эффективности конкретного сотрудника.
Не забывают работодатели и о премировании своего персонала. Бонусные выплаты, которые были заморожены в 2020 году, возвращаются. Правда, происходит это медленно, не во всех компаниях и не у всех сотрудников. По разным оценкам, только каждая четвертая компания планирует выплатить сотрудникам «тринадцатую» зарплату (премии) и приблизительно 15% работодателей намерены делать надбавки самым результативным работникам. За достижение плановых показателей, за их превышение и т. д.
"Ключевой состав продающих подразделений обязательно получит премии за выполнение и перевыполнение плана, а также за достижение нормы прибыльности", – уверяет Марина Авдеева.
Вообще, как уже было сказано выше, одной из приоритетных целей работодателей становится удержание ценных сотрудников и работа над уменьшением текучести кадров. Это касается особенно офисного персонала, поскольку миддл-менеджмент и тем более топ-менеджеры гораздо сильнее держатся за свое место, чем воротнички.
Мотивировать линейный персонал работодатели будут несколькими способами. В соцпакетах появится все больше антиковидных опций. Минимум – это тестирование и вакцинация. Кроме того, снабжение сотрудников медицинскими страховками, которые покрывают случаи COVID-19. О лечении, конечно, речь идти не будет. Но диагностирование и обеспечение медикаментами на первых порах такой полис обеспечит.
Читай также: Как меняется рынок труда на карантине
Также компании по-прежнему готовы оплачивать тренинги и курсы повышения квалификации. А еще работодатели организуют психологическую поддержку сотрудников. Эта практика стала распространенной после перевода персонала на удаленную занятость. Работники испытывают дискомфорт в отрыве от офиса и коллектива, их продуктивность падает. Это действительно проблема, обратная сторона удаленки. Помощь психолога помогает команде проще пережить смену рабочей обстановки.
Офис всегда с собой
Впрочем, бизнес не планирует отказываться от удаленной занятости. Тем более, что офисные сотрудники уже в целом привыкли к такому формату работы и ощутили его преимущества. По данным rabota.ua, около 10% размещенных вакансий предполагают дистанционную занятость.
А если верить оценкам EY, то 40% украинских компаний планируют перевести до 60% сотрудников на дистанционную работу на постоянной основе даже после снятия всех карантинных ограничений. При этом только 5% работодателей вернули всех сотрудников в докарантинный режим работы, а 20% компаний вернули только часть сотрудников. Еще 22% компаний хотят какое-то время поработать дистанционно даже после завершения карантина.
"Перевод трудовой деятельности в онлайн показал хороший результат, и не исключено, что большинство компаний продолжат использовать такой формат", – считает Олег Горецкий.
Конечно, формат занятости очень зависит от профиля специалиста и круга его обязанностей. Например, бэк-офис, бухгалтерия, колл-центр вообще могут быть на аутсорсе. Но если речь идет о ключевых специалистах, напрямую вовлеченных в операционную деятельность компании (продажи, маркетинг, кадры), для них домашний режим явно не подходит.
Хотя и из этой ситуации работодатели нашли выход. Их выручает гибридная занятость, когда часть сотрудников находится в офисе, а вторая часть – на удаленке. Потом персонал меняется, и те, кто был в офисе, работают какое-то время дома. "Мы продолжаем использовать практику гибридного формата работы персонала еще с лета 2020 года, и предоставляем сотрудникам возможность чередовать работу из офиса с дистанционной работой для тех из них, чья специфика работы позволяет использовать такой режим", – говорит Светлана Хайкова.
Читай также: Офис или "удаленка": Как предпочитают работать украинцы
В любом случае, сотрудниками что удаленка, что гибридная занятость расцениваются как преимущество. Опрос rabota.ua показал, что 49% сотрудников предпочтут именно гибридный формат работы. "Многие работодатели будут пользоваться ситуацией и переманивать квалифицированных сотрудников, создавая им более комфортные условия труда, такие как гибкий график, дистанционная занятость или минимизация офиса до формата коворкинга", – считает Наталия Бондарь.