Украинские дороги находятся далеко не в самом лучшем состоянии. Тут и годы недофинансирования, и некачественный ремонт и недобросовестные подрядчики - в итоге до 90% (!) дорожного фонда не отвечает нормативам. В 2020 году на дорожное строительство планировалось потратить 100 млрд грн, и этого было мало. Но поскольку бюджет не резиновый, правительство решило отдать шесть автомагистралей в концессию.

Об этом сообщает "Сегодня".

Читай также: Составлен рейтинг самых длинных дорог Украины: Детали

Хотя дороги сдадут в концессию, платными они не будут. Впрочем, кое-где трассы настолько "убитые", что водители на полном серьезе готовы платить деньги, чтобы дорогу привели в порядок и по ней можно было передвигаться. Тем не менее, платить за проезд по трассам украинцев не заставят.

"Водители уже платят, заправляя свои автомобили. Они платят определенный процент с каждого литра в дорожный фонд", - сказал глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

"Речь идет о реконструкции существующих дорог. Только на нескольких небольших отрезках, возможно, будет новое строительство. Сейчас вводить платные дороги чрезвычайно проблематично", – пояснил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Читай также: Кабмин отобрал у Минздрава 61 млн грн для раковых больных и отдал "Укравтодору"

"Законодательство для этого не готово. Здесь кроме концессии нам надо принимать еще и законодательство об оплате за проезд, о платных дорогах", – отметил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

В общем, турникетов и платежных терминалов, как в американских фильмах, на трассах не будет. В Украине планируется не обыкновенная концессия, а ее специальный альтернативный вариант.

"Классическая концессия все же имеет доходную часть. Инвестор строит дорогу за собственные средства, обслуживает ее в течение определенного срока действия договора. Она платная – инвестор возвращает деньги за счет сборов, которые имеет на этой трассе", – пояснил Кубраков.

Читай также: В Украине изменятся стандарты безопасности на дорогах: Детали

А в варианте, предложенном украинским правительством, плату концессионер будет получать из того же дорожного фонда. Идея оказалась популярной - около 300 человек из 40 стран представили свои пилотные проекты для шести участков дорог протяженностью в 1,5 тыс. км:

  • участок дороги М-03 от Борисполя до Полтавы;
  • участок дороги М-06 от Киева до Ровно;
  • маршрут от Днепра до Кривого Рога и Николаева (М-04, Н-11);
  • маршрут Ягодин – Ковель – Луцк (М-07, М-19);
  • маршрут Харьков – Днепр – Запорожье (М-29, M-04, M-18);
  • участок дороги М-14 Херсон – Николаев.

Читай также: До конца года в Украине установят 270 камер фиксации дорожного движения

Украина рассчитывает, что реконструкция дорог привлечет 2 млрд долларов и вернет автоперевозчиков на украинские трассы - в последнее время из-за "убитости" транзитеры предпочитают ехать через Беларусь. Правда, еще неизвестно, дойдет ли дело до концессий и как поведут себя вероятные концессионеры - попытки сдать дорогу в концессию предпринимались в Украине и раньше.

Ранее в "Укравтодоре" назвали стоимость километра дороги в Украине.