«Все рейтинговые агентства «большой тройки» работают по «страновым потолкам»: если понижен рейтинг страны, они вынуждены понижать рейтинги банков, работающих в ней. При таких условиях в дурацком положении оказываются, например, французские, немецкие, австрийские банки, работающие у нас. Ведь они поддерживаются материнской структурой и через акционерный капитал, и через кредитные линии, открытые от материнской структуры, но агентства не учитывают этого и ориентируется на риск страны в целом», – сказал Шапран.
Также эксперт считает, что при оценке результатов рейтинга следует брать во внимание саму природу и определение «странового риска».
«Если бы у нас был рейтинг ВВВ+ по международной шкале, а потом бы нам его снизили до ССС, тогда это была бы трагедия. Ведь в таком случае нам бы сменили инвестиционный уровень на преддефолтный. А так у нас последние 16 лет был рейтинг спекулятивного уровня. Причем мы находились в спекулятивной зоне, несмотря на то, что государство платило по своим долгам адекватно и вовремя. С 1998 года этот процесс шел нормально, и, тем не менее, нам держали такой спекулятивный уровень. Сейчас они снизили его… Поэтому снижение рейтинга, что В, что ССС, для нас большого значения не имеет», – считает аналитик.
«Конечно, банкам это неприятно, но мы должны понимать, что в самом банке, особенно с участием иностранного капитала или государства, ничего не меняется, все его риски остаются такими же, как и были. Он как платил по счетам, так и платит, внутренняя система платежей, как работала, так и работает. А тут приходит агентство и говорит: вот, мы вам снижаем рейтинг! Для рядового украинского вкладчика международный рейтинг банка абсолютно не важен», – считает эксперт.
«Рядовой вкладчик должен смотреть рейтинг именно по национальной шкале, потому что международный рейтинг – для иностранных инвесторов. Для того, чтобы они видели, сидя там, в Калифорнии, в чем разница между Аргентиной, Бразилией и Украиной. И то, если брать последние 15-20 лет, можно увидеть, что не всегда эти рейтинги были сопоставимы и адекватны. Вот мы платили по своим долгам до сегодняшнего дня, и у нас нет дефолта. А в Греции дефолт был, еще и какой. Он зацепил половину Европы. Тем не мене, у них был рейтинг инвестиционного уровня. Возникает вопрос: а почему же с нами так поступали в течение 15 лет, а этим странам давали инвестуровень? И подобные вопросы появляются не только у нас», – сказал Шапран.