-Тогда давайте, с Вашего разрешения, пройдемся по каждому из этих пунктов, в отдельности.
Итак, давайте, наверное, начнем с Госкомстата и инфляции. Официальная статистика говорит о том, что у нас в феврале инфляция замедлилась до 0,9%. В общем премьер у нас ожидает по году 8,9%. В тоже время международное рейтинговое агентство Moody`s в нашу однозначную инфляцию не верит. И прогнозирует минимум 11%. Собственно два тогда вопроса из всего вышесказанного. Сколько на ваш взгляд составит реальная инфляция в Украине в этом году; к каким ценникам придется готовиться нашим читателям? И второй вопрос: зачем собственно или кому выгодно подобное искажение статистики?
- Наверное, легче ответить все таки на второй вопрос, хотя он политизирован. И тем не менее, на этот год в бюджете записана инфляция 8,9%. Если мы посмотрим на социальные стандарты: минимальную заработную плату, прожиточный минимум, минимальную пенсию, мы увидим, что в том же бюджете заложен рост на 8,9%. Поэтому у меня такое впечатление, что инфляция была получена от противного. Сначала посмотрели, какие стандарты могут быть, оценили фонд заработной платы, как это вписывается в номинальный ВВП, и отсюда уже вышли на уровень инфляции в 8,9%. Большую инфляцию правительство не могло поставить уже ни при каких условиях, потому что тогда власти следовало бы признать, что реальные минимальные стандарты снижаются, а это не хорошо ни для какой власти. Вот собственно говоря и ответ на Ваш вопрос: кому и зачем это выгодно.
Сейчас много говорится о методике подсчета роста цен. Отдельно, наверное, стоит упомянуть и отметить факт того, что ценовые шоки, произошедшие в конце месяца, в статистику не попадают и не учитываются. Просто по методике цены собираются до 20-22-23 числа каждого месяца и ценовые колебания последних дней месяца в ней не отображается.
Еще один спорный момент – потребительская корзина на основе составляющих которой высчитывается инфляция. Надо честно признать, что продукты, которые использует Госкомстат для подсчета роста цен не являются презентабельными или таковыми на основание которых вообще можно говорить о какой-то ценовой динамике. Яркий пример: это товары с государственно регулируемыми ценами – в частности хлеб «Украинский», ценник которого в 3 гривны вряд ли будет меняться чтобы не происходило
Международные рейтинговые агентства свои прогнозы основывают на консервативных сценариях. Достаточно вспомнить 15% падение ВВП в 2009 году и его рост на 4% в прошлом и запланированный 4,5% в этом. Этого будет достаточно, чтобы утверждать: Украина из ямы кризиса еще не выбиралась и, в лучшем случае, это произойдет к концу 2012 года. Чтобы это произошло средний темп роста реального ВВП, должны быть на уровне 8,5-9%. Пока до таких показателей нам далеко и поэтому мы указываем, что инфляция, по нашим осторожным прогнозам, будет в районе 13-14%.
Отказаться от прогнозов высокой инфляции нас заставляет ожидание медленного роста доходов населения. Если доходы не растут быстро, значит есть ограничения на покупательную способность. Значит цены, даже если бы они и хотели, не смогут стремительно расти. Это одновременно хороший и плохой фактор: низкие заработные платы будут являться достаточно сдерживающим фактором для инфляции.