Отвечает Евгений Чуприна, юрист юридической фирмы «DIGNUM»
Прежде всего, необходимо убедиться в наличии договора на получение жилищно-коммунальных услуг, так как согласно ч. 1 ст. 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», отношения между участниками в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах. Если договор не заключен, то и требования по уплате счетов за ЖКУ безосновательны (ч. 1, 2 статьи 11 ГК Украины). Надо помнить, что вместе с увеличением платы за коммунальные услуги в 2011 году, также был отменен мораторий на взыскание пени за просрочку оплаты ЖКУ. Однако какого-либо механизма исчисления и взимания пени не выработано, пеня может быть применена только тогда, когда ее размер четко указан в договоре на получение ЖКУ.
Статья 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» устанавливает, что порядок формирования тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг определяет Кабинет Министров Украины. В соответствии с Порядком формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденный Постановлением КМ Украины от 20.05.2009 г. № 529, механизм формирования тарифов выглядит так:
1.рассчитывается исполнителем услуг;
2.рассчитывается отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий на основе типового перечня услуг согласно приложению;
3.приходится исполнителем до сведения владельцев квартир и других потребителей услуг путем проведения по каждому дому общественных слушаний;
4.рассчитывается с обеспечением прозрачности определения стоимости всех услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади квартиры;
5.утверждается решением органа местного самоуправления.
Распоряжения Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) за 2010 год, которые утверждают тарифы на содержание домов и сооружений и придомовых территорий в большинстве случаев признаны незаконными и отменены в судебном порядке или отменены другими распоряжениями того же субъекта властных полномочий, или споры о признания их противоправности рассматриваются в судебных инстанциях Киева. А согласно ст. 144 Конституции Украины решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции Украины или законам Украины останавливаются (останавливают свое действие) с одновременным обращением в суд.
Поэтому вполне реально в судебном порядке снизить тарифные ставки оплаты за ЖКУ. Кстати, определенные политические силы обещают обжаловать в судебном порядке новые жилищно-коммунальные тарифы, поэтому является вполне вероятным шанс оплачивать коммунальные услуги по старым тарифам для всего населения г. Киева. Как известно, в Украине правовой прецедент не является обязательным для выполнения, поэтому даже положительное решение суда по ставки тарифов в одном месяце, не будет препятствием для начисления суммы оплаты жилищно-коммунальных услуг по большим тарифам, буду устанавливаться новым распоряжением Киевской городского совета (Киевской городской государственной администрации).