Рынки ждут от брюссельского саммита глав государств и правительств Евросоюза, который состоится в пятницу, подтверждения общей стратегии преодоления долгового кризиса, считая это мероприятие своеобразным Рубиконом для евро.
Как пишет The Wall Street Journal, многое в дальнейшем будет зависеть от доверия рынка к новой стратегии.
Вот уже более года, с самого начала дискуссий о бюджетных проблемах Греции, европейские лидеры с переменным успехом пытаются побороть панику на финансовых рынках.
Сдержанный оптимизм в последние недели обеспечил укрепление курса евро и рост стоимости гособлигаций периферийных стран еврозоны. Спред доходности между испанскими и германскими госбумагами со сроком обращения 10 лет сократился в среду до 1,8 процентного пункта с более чем 2,2 процентного пункта неделей ранее.
"Рынок ожидает, что политики теперь возьмут быка за рога и решат как немедленные, так и более долгосрочные проблемы, стоящие перед еврозоной. Риск заключается в том, что детали плана могут оказаться недостаточно убедительными", - отметил главный экономист страхового гиганта Axa Group Эрик Чейни.
Основой новой стратегии Европы является сделка между финансово устойчивыми странами еврозоны во главе с ФРГ и испытывающими дефицит денежных средств периферийными государствами, которым трудно привлекать деньги на рынках капитала под разумные проценты.
Стабильные страны предлагают увеличить фактический объем фонда помощи пострадавшим от кризиса странам, известного как Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stability Facility, EFSF), и расширить его полномочия. Взамен Германия и Франция хотели бы видеть реформы в сфере управления экономикой периферийных стран еврозоны, повышение их конкурентоспособности и реальные меры по предотвращению будущих кризисов.
На саммите также должна быть проработана схема постоянной системы финансовой взаимопомощи, которая придет на смену EFSF с 2013 года. Ожидаются решения о более жестком ограничении размеров бюджетного дефицита и госдолга для стран еврозоны и последствиях несоблюдения этих ограничений. Вероятно, лидеры ЕС предложат ряд финансовых поблажек для Греции и Ирландии, которым в 2010 году была предоставлена международная помощь на не слишком выгодных условиях.
Скорее всего, нерешенным останется вопрос о том, как далеко готова зайти единая Европа для спасения Греции, Ирландии и других стран, в частности, в плане списания их госдолга. Предлагается несколько концепций с участием EFSF, однако среди европейских лидеров пока так и не сложилось единого мнения по этому вопросу.
"Программа может сработать, если она обеспечит сокращение долга в странах, где госдолг растет максимальными темпами. Без снижения уровня госдолга все остальные меры будут носить ограниченный характер", - полагает директор Центра европейских политических исследований Дэниэл Грос.
Второй щекотливый момент - постепенное "отлучение" периферийных стран от поддержки Европейского центрального банка, перевод их на самостоятельное привлечение средств на рынках капитала.
По материалам