В связи с этим местные власти планируют повысить стоимость проезда в трамваях и троллейбусах на 50% – на выплату дотаций на погашение тарифной разницы предприятиям отрасли в городских бюджетах средств нет. Однако, реальные затраты предприятий вырастут намного меньше – всего на 3%.
Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) сообщила о регистрации в Минюсте постановления № 8/1 о повышении с 1 февраля стоимости электроэнергии для предприятий городского электротранспорта на 30% (на 7,32 коп/кВт-ч) – до 31,68 коп/кВт-ч. Такая же цена запланирована для религиозных организаций, детских центров "Артек" и "Молодая гвардия", а также населения. Ожидается, что в 2011 году состоятся ещё два повышения стоимости электроэнергии: двукратное увеличение в апреле и на 39% в августе; или повышение на 50% в апреле и сентябре.
Предприятия горэлектротранспорта (трамваи, троллейбусы, метрополитен) с 2004 года оплачивали электроэнергию по тарифу, аналогичному для населения,– 13 коп/кВт-ч. С 1 мая 2006 года цена электроэнергии для этих потребителей выросла на 25%, с 1 сентября – ещё на столько же, до 24,36 коп/кВт-ч. В 2007 году Кабмин постановлением № 881 определил, что разница между ценой электроэнергии для горэлектротранспорта и её себестоимостью компенсируется энергогенерации за счёт оптовой цены.
Повышение стоимости электроэнергии снизит перекрестное субсидирование в отрасли, но потребует от местных властей увеличения платы за проезд, чтобы компенсировать увеличившиеся затраты коммунальных транспортных предприятий.
"Это повышение серьёзно повлияет на предприятия электротранспорта, поскольку электроэнергия – одна из основных составляющих себестоимости предоставляемых ими услуг. Существуют два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо поднять плату за проезд, либо компенсировать тарифную разницу из городского бюджета. Поскольку из-за нехватки средств последний вариант маловероятен, следует ожидать увеличения платы за проезд",– сообщил мэр Винницы Владимир Гройсман.
"До принятия решения комиссии мы планировали увеличить стоимость проезда на 50%, до 1,5 грн. Думаю, теперь у нас есть основания для поднятия цены", – подчеркнул мэр Львова Андрей Садовый.
Увеличение стоимости проезда по всей стране в 1,5 раза участники рынка считают неизбежным. "Пока мы ждем решения местной власти: будут ли нас дотировать или увеличат стоимость услуг. Скорее всего увеличится оплата за проезд", – считает директор КП "Кировоградэлектротранс" Валерий Гросул.
"С нами никто не советовался и консультаций не проводил. О повышении тарифов мы узнали из новостей, – рассказал заместитель директора ГКП "Луганскэлектротранс" Александр Рябоштан. – Мы ждём решения властей, но вероятно, что цены за проезд будут повышены до 1,5 грн".
При этом ни мэры, ни руководители предприятий не смогли сообщить, какую долю в структуре тарифа на проезд занимает электроэнергия и насколько обоснован рост стоимости билетов на 50%. Только директор КП "Ровноэлектроавтотранс" Степан Загинный рассказал, что затраты на оплату электроэнергии в тарифе на проезд пассажиров не превышают 7,2%: "Основную долю в тарифе – более 80% – занимает выплата заработной платы, остальное – расходы на техническое обслуживание".
Действительно, ещё в декабре 2008 года Министерство по вопросам ЖКХ рассчитало, что при цене на электроэнергию в 24,36 коп её доля в тарифе на проезд должна составлять 9,03%. 30-процентный рост стоимости означает, что предприятия электротранспорта должны увеличить тариф на проезд всего на 3 коп – до 1,03 грн за билет.
"Доля электроэнергии в тарифе сейчас также не превышает 10%, а большую часть выручки предприятия расходуют на заработную плату",– отметил экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.
За минувшие два года с момента последнего двукратного повышения стоимости проезда в горэлектротранспорте минимальная заработная плата увеличивалась уже десять раз – с 605 грн до 941 грн (+55,5%), что теперь будет учтено в тарифе.
Впрочем, в Киеве, где стоимость проезда в трамвае и троллейбусе составляет 1,5 грн, а в метрополитене – 2 грн, тарифы могут не измениться. Источник в КГГА рассказал, что глава администрации Александр Попов поручил "Киевметрополитену" и "Киевпастрансу" разработать меры по предотвращению повышению стоимости проезда.
"КоммерсантЪ-Украина"