Так считает Александр Коваль кандидат экономических наук из Национального института стратегических исследований.
По его словам, в Программе экономических реформ на 2010-214 годы, предложенной главой государства, предлагается повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет постепенно по полгода ежегодно в 2012-2021 годах. Как отмечает эксперты, эти меры с финансовой точки зрения являются наименее эффективным из всех обсуждаемых в экспертной среде.
В случае реализации такого плана снижение дефицита бюджета Пенсионного фонда даже в разгар реформы не превысит 20% его размера. "Все остальные аргументы в пользу повышения пенсионного возраста (более полная реализация трудового потенциала, повышение уровня жизни пенсионеров, снижение проблемы дефицита рабочей силы, рост ВВП и т.д. и т.п. ) следует считать не более чем хорошей миной при плохой игре", - отметил эксперт.
А.Коваль также считает, что в общем контексте действительно реформаторским шагом можно считать введение накопительной системы, предусматривающей обязательные пенсионные взносы, которые накапливаются на индивидуальном счету. "Солидарная система порождает к себе со стороны работника абстрактно-отстраненное отношение как к своеобразному налогу. Накопительная же по своей экономической сути представляет собой отложенный доход. Фактически, это индивидуальный пенсионный фонд, и человек видит прямую связь между своей зарплатой сегодня и размером пенсии в старости", — добавил он.
Он также отметил, что в солидарной системе человек вынужден надеяться на будущее поколение своих соотечественников, количество которых к тому же постоянно сокращается. В накопительной же системе, по его словам, человек может надеяться только на самого себя: размер накоплений определяется его легальной зарплатой, суммарным трудовым стажем и качеством управления пенсионными активами. "Накопительная система понятна и прозрачна. В ней отсутствуют хитроумные формулы, понятия нормативного и сверхнормативного трудового стажа и многие другие малопонятные атрибуты солидарной системы. Кстати, и с технической точки зрения ее реализация не является слишком уж сложной задачей", - подчеркнул эксперт.
А.Коваль уверен, что лишь внедрение накопительной системы в долгосрочной перспективе способно снять это бремя с государства и переложить на работодателей и самих граждан, тем самым лишив последних ненужных иллюзий и ложных надежд.
При этом он отметил, что сама по себе накопительная система не является панацеей от "пенсионных бед". "В накопительной системе, так же, как и в солидарной, начисления делаются не на всю, а лишь на официальную зарплату. И когда новоиспеченный пенсионер обнаружит, что его персональных накоплений явно недостаточно для удовлетворения его же амбиций, предъявить претензии можно будет лишь самому себе", - отметил он.
Ранее Премьер-министр Николай Азаров заверил, что Кабинет Министров Украины еще не принял окончательного решения по поводу увеличения пенсионного возраста.
Украина взяла на себя обязательства до конца 2010 года начать постепенное повышение пенсионного возраста для женщин.
По материалам Лига