Чтобы понять, какие просьбы стоит выполнять, а на какие наложить категоричное вето, надо ответить (прежде всего, себе) на несколько вопросов.
Вопрос первый: "кому это надо?". "Если от того, будет ли исполнена просьба или нет, зависит работа всей компании, ее однозначно стоит выполнить. Даже если это не входит в ваши обязанности", -- говорит консультант рекрутингового агентства HRCT Наталья Воскобойникова. В частности, это касается ситуаций, когда компания имеет шанс заполучить важного клиента, выиграть тендер или, напротив, рискует потерять крупную сумму денег.
Вопрос второй: "могу ли я отказать просящему?". В некоторых компаниях просьбы начальства не обсуждаются. Хотя в таком случае непонятно, почему они называются просьбами.
Вопрос третий: "что я получу, выполнив просьбу?"/"что я потеряю, не выполнив просьбу?". Как уже говорилось, человек, который готов пойти навстречу другим, получает из-за своей безотказности и много хорошего -- благодарность, доверие и, что немаловажно, возможность озвучить встречную просьбу. И, напротив, жестко и категорично отказывая ближним, человек теряет хорошее отношение к себе. Если же сотруднику ничего из вышеперечисленных "пряников" от просителя не светит (или не нужно), можно смело отказывать.
И четвертый вопрос, ответ на который может перечеркнуть все предыдущие: "что я потеряю, выполнив просьбу?". Если на кону оказывается качество выполнения собственных обязанностей, личные деньги, здоровье, семья или свобода, стоит найти корректный способ отказаться.