Рабочая встреча стала знаковой для отрасли - в результате непростой, но продуктивной открытой дискуссии, бизнес впервые занял консолидированную позицию и предложил властям модель правового регулирования рынка.
Системы онлайн-расчетов до сих пор не имеют прозрачной и внятной системы государственного регулирования. Мы следим за проблемой с ноября 2010 года - именно тогда НБУ своим постановлением №481 регламентировал порядок эмиссии и обращения электронных денег. Но это не дало ожидаемых результатов – предложенные условия не соответствовали потребностям рынка. По итогам предыдущего круглого стола, проведенного в мае этого года, стало очевидно – см. «Деньги» от 9 июня 2014 года – за все это время ничего не изменилось.
Поэтому на базе нашего интернет ресурса было решено создать дискуссионную площадку, где вместе с читателями была начата работа над изменением ситуации вокруг украинского платежного рынка. Понимая, что его реформирование и развитие возможны лишь при заинтересованном сотрудничестве трех сторон: бизнеса, научно-экспертной среды, а также представителей власти, мы постарались наладить между ними конструктивный диалог.
Результатом стала встреча широкого круга профессионалов рынка, ученых и экспертов отрасли, делегатов общественных организаций. За круглым столом собрались представители Интернет Ассоциации Украины, Украинского союза промышленников и предпринимателей, компаний Monexy, EasyPay, WEbMoney.UA, Интернет Инвест, QIWI Кошелек, PayМaster.ua, iPay, «Пост Финанс».
Были представлены также законодательная и исполнительная ветви власти - в лице народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности Ольги Бельковой и представителя Администрации Президента Украины, эксперта по электронному управлению Марии Горностай. Показательно при этом, что должностные лица НБУ, который является, по сути, регулятором рынка, в очередной раз проигнорировали мероприятие, «учитывая социально-политическую ситуацию».
Услышать рынок
Проблема намного масштабнее и глубже, чем зарегулированность только лишь онлайн-расчетов. «Речь идет о несовершенстве существующей структуры платежного законодательства в целом,- убежден эксперт-консультант WebMoney.UA Алексей Титов.- Это выражается, в частности, в том, что сегодня сфера платежей отдана банкам практически «на откуп». При этом она является для них второстепенной, наряду с непосредственно банковскими услугами. Логично и правильно было бы дать доступ на этот рынок в том числе и профессиональным специализированным субъектам».
Алексей Титов
«Необходимость дерегуляции, внедрения реформ и гармонизации с нормами ЕС отечественного платежного законодательства сегодня очевидна. Речь идет уже не столько о развитии украинского рынка платежей, сколько о его спасении», - подчеркнул эксперт.
При этом представители бизнеса отмечают, что даже базовое законодательство нарушается, его нормы не выполняются, вследствие чего на рынке отсутствует здоровая конкурентная среда. Например, статья 19 закона «О государственном регулировании рынков финансовых услуг» гласит, что государство должно создавать благоприятные условия для развития и функционирования рынка финансовых услуг; обеспечивать равные возможности для участников и предотвращать монополизацию. «Однако, Национальный банк создал все условия для развития Global Money (система Ощадбанка), фактически «выдавив» всех остальных игроков. И любая новая система электронных денег непременно оказывается под давлением бюрократии, регулярного изменения нормативной базы», - отметил президент компании «Интернет Инвест» Александр Ольшанский.
Единая позиция рынка была задекларирована и закреплена участниками круглого стола в совместном обращении к представителям власти: в Администрацию Президента, парламентский комитет по финансам и банковской деятельности, в Кабинет министров и Нацбанк.
С целью повышения защиты прав потребителей финансовых услуг, надежности платежей и расширения сферы применения электронных платежей как инструмента стимулирования экономики, властям предлагается имплементировать в законодательство Украины положения Директив ЕС № 110 и № 64, расширив субъектный состав участников рынка.
Предложено ввести новое понятие - «небанковское платежное учреждение», к которому будут отнесены субъекты согласно видам деятельности, соответственно европейской правовой практике (расчетное учреждение, институция электронных денег, провайдер платежных услуг).
Также предлагается ввести в Законе термин «платеж» (операции по принятию денег и прочих финансовых активов с целью их передачи другому субъекту), который будет отнесен к сфере финансовых услуг.
Такие изменения необходимо внести на законодательном уровне, а именно: принять Закон Украины «О небанковских платежных организациях и их деятельности» и Закон Украины «Про электронные деньги», а также подготовить новые редакции законов «Про Национальный банк Украины», «Про платежные системы и перевод денег в Украине», «Про финансовые услуги и государственное регулирование рынков финансовых услуг».
Подписанное обращение (совместное обращение участников круглого стола - во вложенных файлах статьи) направляется чиновникам, а созданная во время круглого стола рабочая группа, которую возглавил Алексей Титов, займется разработкой полного пакета необходимых законодательных изменений. Прилагаемая таблица «Регулирование услуг по субъектному составу участников» - отражает предложенную модель рынка платежей. На основе такой модели предложено формировать соответствующую законодательную базу. Участники рынка настроены решительно и рассчитывают, что законодательная власть и регулирующие органы поддержат предложенные ими реформы – ведь инициативы направлены на реализацию в Украине соответствующих директив ЕС.
Услышит ли власть рынок? «Деньги» продолжают следить за ситуацией вокруг госрегулирования расчетов онлайн.