Рейтинг надежности рисковых страховых компаний

Рейтинг надежности рисковых страховых компаний

Надежность страховых компаний зависит не только от качества их менеджмента, но и от того, как чувствует себя банковский сектор. А вместе с ним – рынок недвижимости и автодилеры. Продажи авто влияют на стабильность страховых компаний особенно сильно: большинство продолжают зарабатывать исключительно благодаря КАСКО и ОСГПО. А также за счет продажи медицинских полисов (добровольное медстрахование, ДМС).

Хотя с начала 2014 года и эти виды страхования начали приносить меньше доходов. Ведь девальвация даже у самых дисциплинированных граждан отбивает всякое желание выкладывать кругленькие суммы за дорожающую страховую защиту. Увы, с большой долей вероятности можно ждать сценария-2009, когда вслед за падающими банками схлопывались и многие страховые компании.

Кстати, и накануне зимы-2014 на страховом рынке происходили громкие скандалы. Например, временная администрация уже почти полгода работает в страховой компании «Оранта». А в компании «Добробут», которую временный администратор пытался спасти с октября 2013 года, в итоге аннулировали все лицензии.

Масштабы проблем у страховщиков и их клиентов будут в нынешнем году меньше, чем во время кризиса-2009, просто потому, что объемы страхования резко упали по сравнению с 2008 годом. Соответственно, с низкой отметки невысоко падать.

Надежные и не очень

По итогам анализа показателей деятельности страховых компаний (см. «Как мы считали?»), особых сюрпризов не обнаружено. Первой по надежности стала Allianz Украина – компания имеет хорошую платежную дисциплину, а также оптимальный уровень перестрахования, покрытие резервов активами и достаточность резервов. Второй по надежности оказалась страховая группа «ТАС» (страховщик обеспечен собственным капиталом, а также резервами, хотя отношение его резервов к сумме страховых платежей нравится меньше). Третье место – «Инго Украина»: у компании оптимальный уровень выплат, а также взвешенная политика резервирования. Первую десятку надежных компаний составляют также «Экспресс-страхование», «Краина», «Универсальная», «Гарантия», «PZU Украина», ВУСО и «АХА Страхование». Получить более высокие места им помешали уровень выплат, недостаточное покрытие собственным капиталом, низкий объем рисков, переданных в перестрахование либо плохая обеспеченность резервами.

Дальше в рейтинге разместились «Арсенал-Страхование», УПСК и «Ильичевское». «Арсенал», несмотря на галопирующий рост бизнеса, имеет сложности с достаточностью резервов, а также экстремально отрицательное значение коэффициента К5 – покрытие резервов активами. Это вызывает сомнения в качестве инвестиционных активов компании. УПСК еще в 2013 году переживала сложности, и в компании работала временная администрация. «Ильичевское» не располагает достаточным размером собственного капитала, а также объемом резервов.

Резюмируя, важно отметить, что результаты рейтинга никоим образом не говорят о гарантиях абсолютной надежности той или иной компании в будущем. Хотя некоторые факторы могут наверняка свидетельствовать о будущих проблемах. Например, если слишком высока доля в портфеле «моторных» видов страхования – выше 60–70%, то риски дестабилизации значительно возрастают. Нехорошо, если убыточность ДМС достигает 90–100%, такую компанию лучше обходить стороной).

Кроме того, помимо абсолютных значений некоторых показателей, нужно располагать информацией об их качественном наполнении. Куда инвестирует компания? Как формирует резервы? Какую тарифную политику ведет? Увы, но эти данные обычному клиенту получить практически невозможно.

Легко не будет

Как для страховщиков, так и для их клиентов 2014 год окажется очень непростым. Девальвация и снижение платежеспособности страхователей лишает страховые компании стабильного притока платежей. Это приводит к ухудшению финансового состояния страховщиков, а также к снижению их платежной дисциплины. «В течение 2013 года комиссия рассмотрела 7032 жалобы, направленные к страховым копаниям, что на 3922 больше, чем в 2012 году», – делится статистикой исполняющий обязанности главы Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Максим Поляков.

Кроме того, Нацкомфинуслуг утверждает, что в 2013 году платежи внутреннего перестрахования на сумму около 4,1 млрд. грн. имели признаки так называемой фиктивности. При этом о конкретных названиях и именах руководителей говорить не желают. Сложно сказать, какого рода последствия возымеют все эти обвинения. Но мы прекрасно помним, как совсем недавно под флагом борьбы со «схемщиками» разносили вдребезги вполне легально работающие страховые компании. В любом случае, охота на страховых ведьм заставит клиентов понервничать.

Кризис-2014 привел к тому, что клиенты уже жалуются на нежелание страховщиков прилежно выполнять взятые на себя обязательства. А тут еще и рост страховых тарифов. Компании уже и не скрывают свое намерение пересматривать стоимость КАСКО вслед за девальвацией. Причем, призывают увеличить суммы платежей даже тех клиентов, которые заключали договора до падения гривны. «Автогражданка» с 1 июня тоже подорожала – стоимость полисов выросла приблизительно на 30%. Это решение еще в конце апреля принял координационный совет Моторного (транспортного) страхового бюро, который изменил значения нескольких корректирующих коэффициентов, влияющих на цену «автогражданки».

А полисы ДМС к началу 2014 года стали стоить дороже на 15–20% больше, чем за год до этого. «Медикаменты подорожали на 5–35%, а медицинские услуги – на 5–20%. Поэтому за лечение застрахованного клиента приходится выплачивать клиникам на 7–10% больше», – признается председатель правления СК «Краина» Александр Наконечный.

Еще одна малоприятная тенденция – урезание опций в страховых договорах. Это своеобразная плата за желание клиента сохранить прежнюю стоимость страхового полиса: не готов платить больше – получай услуг меньше.

Кроме того, страховые компании все чаще применяют принцип пропорциональной выплаты – это тоже следствие девальвации. Речь идет о механизме, когда при наступлении страхового случая реальная стоимость имущества значительно превышает сумму, указанную в договоре. Например, на 25%. В итоге, страховщик покрывает не весь ущерб, а только его часть. В данном случае, 75%.

Также в договорах нормой становится пункт, который оставляет за страховой компанией право менять стоимость полиса во время его действия. «Например, пересматривать размер платежей при дальнейшей девальвации», – подчеркивает вице-президент СК «Провидна» Леся Щербакова.

Выгода для авто

Позитивные изменения для страхователей тоже есть. В первую очередь – увеличение разнообразия страховых продуктов. Особенно это заметно по КАСКО, где борьба за клиента особенно сильна. «Это программы как с минимальным покрытием (тотальная гибель, угон), так и с максимальным покрытием и повышенными требованиями к сервису. Покупатели новых автомобилей среднего класса зачастую выбирают страховки с неполным покрытием», – рассказывает заместитель председателя правления СК «Инго Украина» Виктор Шевченко.

Такая чехарда с наполнением полисов позволяет страховым компаниям предложить клиентам очень привлекательный тариф КАСКО – на уровне 3–4%. Хотя страхователь должен отчетливо осознавать, что он фактически платит за урезанный полис.

Вторая тенденция – улучшение сервиса. В этом направлении страховщики сделали очень большой рывок. Крупнейшие страховые компании уже давно сняли с клиента заботы о сборе пухлой пачки документов, необходимых для получения выплаты. Достаточно сделать звонок в страховую компанию с места ДТП, и машину сразу же отправят на ремонт.

Правда, когда речь идет о крупных страховых случаях, разбирательства все равно затягиваются на долгое время. Причем, страхователю выгоднее работать непосредственно с СТО, а не получать выплату на руки. «Страховщик всегда имеет возможность снизить стоимость ремонта благодаря индивидуальным условиям сотрудничества с сервисной станцией», – объясняет директор центра страхования транспортных рисков СК «Провидна» Юлия Очеретяная.

Призовут к порядку

ОСГПО до сих пор находится в подвешенном состоянии. За последние два года около десятка страховщиков, злоупотреблявших демпингом из-за попустительства со стороны их акционеров и МТСБУ, оказались на грани банкротства. Хотя оставшиеся около 70 компаний, которые все еще имеют право продавать «автогражданку», чувствуют себя не намного лучше.

Например, за 1-й квартал 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, страховщики собрали на 46 млн. грн.(Исправлено) платежей по ОСАГО меньше. Это означает, что разорившихся страховщиков станет больше, а количество тех, кто сможет гарантировать надежную защиту пострадавшим, сократится. «Вполне можно ожидать новых банкротств среди компаний ниже ТОП-30, которые продолжали демпинговать и вести свою деятельность по принципу финансовой пирамиды», – уверена директор департамента маркет-менеджмента СК «Allianz Украина» Диана Коченкова.

А сами автовладельцы вряд ли обрадуются подорожанию полисов, которое объявлено с 1 июня 2014 года. Ведь тем, кто платил за ОСГПО 600–700 гривен, с июня придется отдавать уже почти 1000 грн. А собственникам авто с большим объемом двигателей – до 1500 грн. и выше.

В то же время, есть надежда, что хоть частично удастся победить демпинг, так как, помимо роста тарифов, страховые компании, которые занижают стоимость полисов, будут наказаны рублем. Отныне им придется делать значительные взносы в один из резервных фондов МТСБУ. Причем, чем больше полисов с незаконной скидкой – тем выше взнос, – до 20% с полученных по ОСГПО платежей.

Нацкомфинуслуг обещает всерьез взяться за дисциплину, и сосредоточиться на работе крупных, системообразующих компаний. «У таких страховщиков многое зависит от управленческих решений, которые принимаются менеджментом. И в сложившейся ситуации важно очень внимательно контролировать затраты и распределение активов», – объясняет Максим Поляков.

Также Нацкомиссия не скрывает, что на стабильность страховых компаний сильно давят валютные риски, а также «замороженные» средства в проблемных банках. И Нацкомфинуслуг планирует помочь страховщикам в решении этих вопросов. В то же время, ведомство намерено жестко наказывать нарушителей, вплоть до отзыва лицензий, а также приложить все усилия, чтобы избавиться от так называемых схем по оптимизации налогообложения.

Ради вот этого, последнего пункта Нацкомиссия заявила, что будет добиваться перевода страховых компаний на уплату налога на прибыль вместо существующих 3% с оборота. Однако опыт свидетельствует: перевод страховщиков на общую систему налогообложения приведет разве что к росту коррупции среди чинов, которые уполномочены выступать в роли контролеров. А ведь в свое время именно перевод на 3% привел к серьезному снижению уровня коррупции при контроле страхового бизнеса.

За здорово живешь

В медстраховании преимущества получают в основном те клиенты, которые страхуются всеми семьями. Страховщики как не хотели, так особо и не жалуют страхователей, приходящих в одиночку. Зато для семьи – и скидки, и возможность нанизать дополнительные опции (например, защиту детей или беременных).

Как же борются с дороговизной полисов? За счет урезания опций и расширения исключений. И нередко урезание покрытия в полисах ДМС нередко носит скрытый характер. Когда компания плавно сокращает размер сублимитов (на стоматологию, лекарства) или переводит клиентов на обслуживание из частных и ведомственных клиник в обычные государственные.

И, напоследок, самый неприятный сюрприз для покупателей полисов ДМС: резко сузился круг компаний, которые страхуют клиентов «с улицы». Реально их сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот такая готовность к медицинской реформе.

Как мы считали

Для оценки надежности украинских страховых компаний «Деньги» использовали восемь показателей, которые красноречиво отображают жизнеспособность страховщиков. В основе расчета – данные о динамике премий и выплат, резервов и активов, размере собственного капитала, а также об объемах перестрахования. Одни из основных показателей – покрытие резервов и активов собственным капиталом (К1 и К2). Для обоих коэффициентов достаточным считается значение выше 0,33. Поэтому чем выше коэффициент, тем выше присвоенный ему промежуточный балл.

Третий показатель (К3) – уровень выплат, который отражает платежную дисциплину страховой компании. В страховой практике принято, что у добросовестных и надежных страховщиков этот показатель колеблется от 35–40% до 65–70%. Если значительно ниже, то у компании проблемы с компенсацией убытков клиентам. Если, напротив, выше – компания явно ведет неразумную тарифную политику и тратит больше, чем зарабатывает, истощая свои финансовые ресурсы.

Не менее важно соотнести объем исходящего перестрахования и общую сумму полученных страховых платежей (К4). Данный показатель не должен быть менее 5%–10%, так как удержание всех рисков на себе неминуемо приведет к банкротству страховой компании. В то же время, если перестраховщикам уходит 50–60% платежей и выше – это может быть (при определенных обстоятельствах) одним из признаков использования страховых инструментов для ухода от налогообложения.

Коэффициент К5 отражает покрытие резервов активами. Чем выше – тем лучше. Также как и покрытие резервов инвестиционными активами (К6). Этот показатель рассчитывается как отношение сумм инвестиций и денежных средств к резервам, скорректированным на объем перестрахования. Сумма инвестактивов должна превышать размер страховых резервов или хотя бы соответствовать ему. Значение показателя менее 100% может говорить о размещении компанией средств в неликвидных активах либо в активах с высокой степенью риска (дебиторская задолженность, нематериальные активы, оборудование и материалы).

Кстати, если показатель К6 принимает отрицательное значение, это очень серьезный «звоночек». Коэффициент К7 показывает покрытие резервами сумм полученных страховых платежей, которые являются обязательствами компании перед клиентами. Естественно, чем ближе к 100%, тем лучше.

Последний показатель (К8) – темпы роста страховых платежей. Он отражает способность страховщика зарабатывать и привлекать клиентов. Но важно сделать оговорку, что излишне высокий рост (на 25% в год и больше) также не всегда позитивен. Он может говорить о том, что у страховщика слишком низкая база сравнения. Или о том, что компания ведет агрессивную политику захвата рынка, используя демпинг.

В перечень отобранных страховых компаний попали страховщики, делающие упор на физических лиц – клиентов с «улицы». Именно поэтому мы исключили из рейтинга такие компании как «Нефтегразстрах», «ХДИ Страхование» и «Днепринмед» – у них подавляющая доля клиентов ДМС приходят в рамках корпоративных программ.

Еще один важный критерий отбора в список рейтингуемых – опыт работы страховой компании не менее пяти лет и стабильная структура акционеров. Этот срок показывает, как страховщик не только собирает платежи с клиентов, но и выполняет перед ними обязательства. По этой причине «Деньги» решили не оценивать деятельность «Гарант-Авто», так как за последние несколько лет компания меняла владельцев несколько раз. Например, в марте 2014 года из числа ее собственников вышел Тариэл Васадзе, контролирующий корпорацию «УкрАвто».

В итоге, для рейтингования остался список из 22 компаний, которые специализируются на автомобильном, а также медицинском страховании (см. табл.). Это именно те виды, которые все еще востребованы украинцами. После подсчета промежуточных коэффициентов каждому из них был присвоен определенный вес, и в сумме все компании получили итоговый балл.

Для вычисления итогового рейтингового показателя все восемь коэффициентов складывались с определенными весовыми показателями: для К1 – 0,2 (один из важнейших показателей устойчивости страховщика и стабильности его выплат); К2 – 0,1; К3 – 0,15 (важный для клиента индикатор качества урегулирования и добросовестности); К4 – 0,05; К5 – 0,15 (показатель, отображающий эффективность резервирования); К6– 0,05; К7 – 0,2 (отображает, насколько резервы способны перекрыть взятые страховщиком на себя обязательства); К8 – 0,1.

Пять принципов выбора страховой компании для КАСКО:

Опыт работы в автостраховании не менее 5–7 лет, разветвленная сеть представительств или агентов
Наличие штата аварийных комиссаров, а также службы ассистанса
Доля автострахования в портфеле компании не более 50–60%
Уровень страховых выплат – не менее 40%
Отсутствие демпинга и среднерыночные тарифы на полное КАСКО (6–8%)

Пять принципов выбора страховой компании для ДМС:

Широкий перечень страховых программ, возможность добавлять или менять условия страхования

Партнерство с аптечными сетями, как с государственными, так и частными клиниками

Уровень выплат по ДМС, который не превышает 60–70%

Минимальный перечень исключений и сублимитов, которые, как правило, касаются медикаментов, стоматологии, профилактических мер

Наличие скидок и дополнительных опций при страховании всей семьи, детей

Рейтинг наиболее надежных рисковых страховых компаний – лидеров по ДМС*

Компания

Платежи за 2013 год, млн. грн.

Выплаты за 2013 год, млн. грн.

Уровень выплат, %

Доля ДМС в портфеле, %

Allianz Украина

36,46

29,24

80,2

20,63

СГ ТАС

33,4

25,71

77

8,42

Инго Украина

93,58

112,55

120,3

14,83

Экспресс-Страхование

4,05

2,33

57,5

3,27

Краина

23,56

16,5

70

16,9

Универсальная

12,32

10,13

82,2

4,62

PZU Украина

27,84

19,6

70,4

6,89

ВУСО

12,55

1,84

14,7

4,6

АХА Страхование

32,88

21,1

64,2

4,2

Украинская Страховая Группа

33,53

19,89

59,3

6,64

Просто-Страхование

32,74

20,93

63,9

15,77

Альфа Страхование

37,36

30,3

81,1

6,38

Провидна

137,39

126,18

91,8

24,44

Княжа

3,83

0,75

19,6

1,78

АСКА

93,58

112,55

120,3

15,24

Брокбизнес

2,53

1,67

65,9

1,36

Уника

74,64

59,05

79,1

12,66

УПСК

43,87

8,63

19,7

11,1

Ильичевское

31,68

18,89

59,6

21,25

* Рейтинг составлен на основе данных компаний, Нацкомфинуслуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, рейтинга InsuranceTOP

Рейтинг наиболее надежных рисковых страховых компаний – лидеров по КАСКО и ОСГПО*

Компания

Платежи за 2013 год, млн. грн.**

Выплаты за 2013 год, млн. грн.**

Уровень выплат, %

Доля автострахования в портфеле, %**

Allianz Украина

38,46

7,34

19,08

37,01

СГ ТАС

217,38

121,41

55,85

37,38

Инго Украина

235,81

124,03

52,60

54,54

Экспресс-Страхование

109,3

29,14

26,66

30,18

Краина

91,74

32,68

35,62

27,59

Универсальная

133,85

49,55

37,02

46,41

Гарантия, СОсДо

65,39

36,47

55,77

44,99

PZU Украина

181,06

83,9

46,34

44,80

ВУСО

142,44

33,12

23,25

49,04

АХА Страхование

609,04

324,77

53,32

77,81

Украинская Страховая Группа

387,24

190,77

49,26

36,09

Просто-Страхование

148,2

59,36

40,05

52,65

Альфа Страхование

115,21

50,75

44,05

37,12

Провидна

314,73

137,63

43,73

33,90

Княжа

123,75

65,86

53,22

53,28

АСКА

114,64

63,67

55,54

51,24

Перша

37,42

19,01

50,80

35,02

Брокбизнес

54,41

25,16

46,24

49,18

Уника

344,06

166,75

48,47

40,00

Арсенал Страхование

190,56

70,78

37,14

60,84

УПСК

182,22

56,39

30,95

36,05

Ильичевское

59,7

23,43

39,25

36,50

* Рейтинг составлен на основе данных компаний, Нацкомфинуслуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, рейтинга InsuranceTOP.

** Данные по КАСКО и ОСГПО представлены в сумме.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK