Дизайнер из Одессы Татьяна Голубева еще в школьные годы увлекалась шитьем. Юное дарование заметил один из учителей, который посоветовал ей развивать талант. Прислушавшись к нему, Татьяна записалась на специализированные курсы, которые только усилили любовь к шитью. «А затем учеба продолжилась и в колледже, и в техникуме, и в университете», – рассказывает наша героиня.
Однако все это хоть и дало хорошие теоретические навыки, но практика полностью отсутствовала. Повезло, что в 2006 году команда молодых украинских дизайнеров заметила неординарный вкус Татьяны, ее нелюбовь к массовости и пригласила мастерицу присоединиться к их проекту. «Моя задача состояла в том, чтобы посещать показы, где я могла выбирать модели одежды, которые отшивались на так называемой «второй линии дизайнеров». Следующим после отбора одежды шагом был поиск более дешевых тканей, из которых мы могли выполнить дизайнерские модели, но в более экономном и доступном варианте», – рассказывает Татьяна Голубева.
Такое сотрудничество продолжалось около трех лет, вплоть до 2009 года, а вещи, отобранные с показов, выходили под торговой маркой Nashe. «Они пользовались огромным успехом, и одежда очень быстро раскупалась», – вспоминает Татьяна Голубева. Идея создать швейную мастерскую под именем 2FriendsStudio пришла Татьяне уже после кризиса, в 2013 году, когда у нее накопился семилетний опыт создания одежды под руководством дизайнеров, а также определенные навыки в предпринимательстве.
Начало пути
«Перед тем как открыть собственное дело, я много путешествовала. Знакомилась с ассортиментом тканей, соотношением цены и качества», – рассказывает Татьяна. Поиски продолжались очень долго, путем проб и ошибок. В итоге основным поставщиком тканей был выбран Китай – г-жу Голубеву привлекло колоссальное разнообразие материалов, предлагаемых местными производителями.
После регистрации частного предпринимателя важно было найти помещения для работы. Татьяна остановилась на схеме, когда так называемый «главный офис» расположен в центре Одессы, а сама мастерская – в промышленной зоне. В студии практически всегда находятся дизайнер, Татьяна и ее партнер-соучредитель. Это место для переговоров, встреч с клиентами, рождения новых идей. Там же есть в продаже готовые изделия и выставочные образцы для примерки.
К оформлению студии Татьяна подошла прагматично, заказав самый необходимый функциональный набор (вешалки, манекены, ширму, зеркало и мелкую мебель) из Польши. Непосредственно в мастерской расположились портные и закройщик, работу которых координирует дизайнер. Для оснащения швейного производства понадобилось купить прямострочные швейные машины, а также оверлоки. Кроме того, нужна была распашевальная машина, чтобы обрабатывать швы. Ну и, разумеется, стол для раскройки и утюг-отпариватель. «В принципе, это базовый набор, которого вполне достаточно для работы на первое время и при нынешних масштабах производства», – говорит Татьяна. По ее подсчетам, в общей сложности на запуск бизнеса было потрачено около 70 тыс. грн.
Для продвижения своего дела Татьяна в первую очередь выбрала социальные сети, где, по ее мнению, находится большая часть потенциальных покупателей. Это молодая, прогрессивная аудитория, которая стремится хорошо одеваться, но не готова отдавать большие деньги за дизайнерский эксклюзив. «Кстати, хорошие возможности открывает популярный сервис Instagram. Он позволяет визуализировать то, чем мы занимаемся, заинтересовать подписчиков, которые впоследствии связываются с нами, чтобы заказать вещь или воплотить в жизнь свои идеи. Для дизайнера очень важно быть в тренде, поэтому мы посещаем модные показы. Чтобы подогреть интерес к себе, можем явиться в одинаковых нарядах. Это всегда привлекает внимание», – рассказывает основатель 2FriendsStudio.
Азбука успеха
Основной заработок – прямые продажи клиенту. Будь то готовые изделия, которые находятся в студии, или же модели под заказ. «Наценка составляет от 30%», – рассказывает дизайнер. В стоимость одежды включаются расходные материалы, частично оплата труда сотрудникам, аренда помещения. Иногда студия берет под реализацию ткани у магазинов. «На таком посредничестве можно зарабатывать от 1 евро на каждом метре ткани. Также выгодно отшивать вещи под реализацию. Например, это может быть полноразмерная линейка платьев, юбок. Ее обычно продаем немного дешевле, так как другие предприниматели охотно берут подобные вещи под реализацию», – делится опытом Татьяна.
Но особенно хорошую выручку приносят крупные заказы от компаний и предприятий, которых интересует одежда одного вида. Например, это могут быть деловые костюмы для сотрудников или же блузы, униформа. Хотя и в нее дизайнеры стараются привнести нетривиальность. Но достичь успеха только на одних идеях невозможно. Для продуктивной работы важен надежный партнер, слаженность и понимание друг друга на всех этапах производства. Татьяна и ее коллега Анастасия нашли друг друга еще задолго до создания собственного бизнеса, и их тандем проверен годами.
А вот искать сотрудников для мастерской оказалось сложнее. Швей подбирали через знакомых. Но даже хорошие рекомендации не всегда помогали, поэтому нередко люди быстро уходили. «Важно понимать, что у каждого есть свои способности и наклонности. Один лучше работает с шелком, другой – с блузами и плащами. Поэтому человек должен попробовать себя на разных тканях и понять, что ему удается лучше, а что – хуже», – считает Татьяна.
Г-жа Голубева при приеме на работу смотрит портфолио потенциального кандидата и в качестве тестового задания предлагает сшить какую-то модель. «Вообще, мы выступаем за то, что нужно применять штрафы за испорченные изделия. Ведь это не только ткань, но и напрасно потерянное время на бесполезную работу. А штрафы мотивируют сотрудников быть более внимательными и усидчивыми», – уверена Татьяна Голубева.
Чтобы избежать болезненных ошибок в будущем, Татьяна рекомендует прежде всего выработать стратегию бизнеса на старте и «нащупать» своего покупателя. «Необходимо четко понимать, какую нишу намечено занять. Будь это ремонт одежды, пошив недорогих вещей или, напротив, что-то имиджевое. Важно выбрать цель и идти к ней», – настаивает основатель 2FriendStudio. Второй фактор – правильно подобранная команда, благодаря которой производство работает, как часовой механизм. Третий «столп» успеха – это отношение к покупателям. «Клиент очень ценит свои деньги, но еще больше – время. Поэтому, если ты пообещал приехать в определенное время, должен быть точно в назначенный час. В будущем такая пунктуальность обязательно окупится», – резюмирует Татьяна.
Возможный бизнес-план по созданию швейной мастерской
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн. |
|
Оборудование и расходные материалы: |
|
швейные машины прямострочные, 4 шт. | 16 |
оверлоки, 2 шт. | 16 |
распашевальная машина | 10 |
утюг-отпариватель | 2 |
стол для раскройки | 2 |
гладильные столы, 2 шт. | 3,6 |
подушки в студию | 1 |
зеркало | 0,6 |
манекен, 3 шт. | 3 |
ширма в примерочную | 0,6 |
вешалки, 60 шт. | 0,3 |
мебель | 4,9 |
Получение всех разрешений и юридическое оформление | 10 |
ИТОГО стартовых затрат | 70 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Обязательные платежи: | |
электроэнергия | 1 |
Интернет | 0,1 |
аренда студии | 4 |
аренда производственного помещения | 2 |
налоги | 0,4 |
Зарплата: | |
4 портных | 16 |
1 модельер-конструктор | 5 |
владельцы бизнеса | 10 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 38,5 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 532 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО | 50 |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 600 |
* При расчетах не учтены текущие затраты на основные и вспомогательные материалы для пошива.