Колл-центр – первая линия обороны интересов клиента. Если у банка много клиентов, колл-центр должен работать как конвейер,как сообщает Журнал «Деньги», номер от 15 августа 2013 года уже в продаже.
У киевлянки Татьяны Ушаковой украли зарплатную карту. Чтобы сохранить деньги, она сразу же позвонила в контакт-центр своего банка – «Кредит Днепр». «Карту надо было срочно заблокировать. Но, набрав номер, я услышала предупреждение автоответчика о том, что все операторы заняты, и надо подождать. Так продолжалось около 25 минут», – возмущается Татьяна.
В самом банке ситуацию объяснили просто. «Клиентов в этом году стало существенно больше, из-за чего почти в пять раз увеличилось количество поступающих звонков, – объяснил «Деньгам» начальник отдела поддержки клиентов, руководитель контакт-центра банка «Кредит Днепр» Дмитрий Большаков и пообещал в ближайшее время исправить ситуацию. Уважаемый эксперт не знал, что существует четкое соответствие между числом эмитированных карт и требуемой пропускной способностью банковского колл-центра? «Деньги» решили выяснить, как в других банках справляются с потоком клиентских звонков.
Алло, я вас слушаю
Корреспонденты «Денег», обзвонив 34 крупных и крупнейших банка по классификации НБУ (см. таблицу) убедились, что на связь с операторами контакт-центра может уйти не одна минута. И даже не десять минут.
«В период непредвиденных всплесков звонков или же технических сбоев клиентам приходится ожидать в очереди несколько минут», – признает директор департамента дистанционного обслуживания клиентов VAB Банка Елена Дмитриева. В Укрэксимбанке, Укрсоцбанке, Дельта Банке, банке «Кредит Днепр» автоответчик даже предупреждает, сколько времени осталось до соединения.
По опыту корреспондентов «Денег», соединение с ними занимает 2–4 минуты. За такое время нам удалось связаться с оператором Укрсоцбанка, Альфа Банка, банка Надра, ОТП Банка, Универсалбанка, Златобанка. А вот больше всего времени ушло на соединение с Ощадбанком – около восьми минут, плюс еще три минуты пришлось ждать, чтобы оператор соединила с другим специалистом. Со стационарного телефона выйти на связь не удалось только с ПриватБанком. При этом без проблем в банк удалось дозвониться с мобильного.
Ничего страшного, если столько времени приходится ждать, чтобы просто проконсультироваться по какому-то вопросу. Другое дело, если клиент потерял карту или еще хуже – ее украли. «В таком случае счет идет на секунды. Поэтому если в колл-центр не получается быстро дозвониться, счет можно заблокировать самостоятельно, через Интернет-банкинг», – говорит Дмитрий Большаков.
А если звонить приходится из-за рубежа, то ожидание по роуминговому тарифу может быть просто разорительным.
Подождите, сейчас переключу
Перед тем, как поговорить с оператором, клиенты вынуждены прослушивать предварительно записанные голосовые сообщения (на банковском языке – система IVR). «Чтобы прослушать автотекст, надо потратить целую минуту, иногда больше», – возмущается Татьяна Ушакова. Однако,IVR можно обойти. «Достаточно набрать привычную комбинацию кнопок в меню. Например «0» для связи с оператором», – подсказывает начальник управления контакт-центра Форум Банка Надежда Оверчук.
Но, «Деньги» советуют все-таки пользоваться голосовым меню, особенно если клиента интересуют конкретные продукты – кредиты, депозиты. Ведь универсальный оператор может обладать только поверхностными знаниями, и все равно будет вынужден переключить на другого специалиста. На что уйдет дополнительное время.
Но далеко не во всех колл-центрах есть голосовое меню. После пятисекундного соединения сразу попасть на оператора корреспондентам «Денег» удалось в Пивденкомбанке, Укринбанке, БТА Банке, банке Киевская Русь, Брокбизнесбанке, Имэксбанке, Банке 3/4.
Подождите, сейчас расскажу
Мало просто дозвониться в банк. Нужно еще и получить нужный совет или решить проблему «Сотрудник(колл-центра) должен знать почти все о банковских продуктах и на понятном клиенту языке о них рассказать», – говорит Надежда Оверчук.
Корреспонденты «Денег», чтобы выяснить полезность консультаций операторов колл-центров, задали им три обычных вопроса: сколько стоит справка о состоянии счета для посольства, условия приобретения карты Visa Gold и уточнение по одному из кредитных продуктов банка, указанных на сайте. В целом, квалификацию сотрудников колл-центров можно оценить на твердую «4». Почему не «5»? С одной стороны, почти все операторы смогли предоставить информацию о том, сколько стоит справка о состоянии счета, и проконсультировали по карте Visa Gold. С другой, об условиях кредитования рассказали не все. В Укрэксимбанке, Альфа Банке, Брокбизнесбанке, VAB Банке, Хрещатике, Златобанке, Укринбанке сразу давали номер отделения банка и просили детальную информацию узнавать там. В других банках (ПриватБанк, Ощадбанк, ВТБ Банк, Кредит Днепр) просто переключали на другого специалиста.
Честно говоря, не все операционисты порадовали и качеством консультации. Некоторые читали информацию с сайта, на дополнительные вопросы долго искали ответ, развлекая играющей музыкой. А вот сотрудники Райффайзен Банка Аваль, УкрСиббанка, OTP Банка, Креди Агриколь Банка приятно удивили. И сразу посчитали, сколько банк сможет дать взаймы потенциальному заемщику.
Альтернативные способы контакта
В борьбе за клиента банки начали активно внедрять различные дополнительные сервисы, улучшающие качество обслуживания. Так, в большинстве из них (Финансы и Кредит, ПУМБ, Укрсоцбанк, ВТБ Банк, Брокбизнесбанк) можно заказать услугу «обратный звонок» (Call-back) по телефону или через сайт банка.
Кроме того, в большинстве банков (Альфа-Банк, VAB Банк, банк Пивденный, Кредит Днепр) бесплатно выйти на оператора можно и через Skype. Получить консультацию таким способом мы смогли только в банке Пивденный, Кредит Днепр, VAB Банк. Несмотря на то, что банки декларируют возможность пообщаться со специалистами контакт-центров с помощью чата (есть в ПриватБанке), корреспондентам «Денег» это не удалось. На протяжении нескольких часов сотрудники Привата с нами так и не связались.
Качество работы колл-центров в крупных и крупнейших банках (по классификации НБУ)
№ | Название банка | Номер телефона (для стационарных телефонов по всей Украине) | Номер телефона (для звонков с мобильных) | Время работы колл-центра банка | Время дозвона в колл-центр банка* | Консультация по стоимости справки о состоянии счета | Консультация по кредиту | Консультация по карте Visa Gold |
1 | ПриватБанк | 0-800-500-003 | 0-800-500-003 | КС | 1 мин.20 сек. | -/+ | -/+ | -/+ |
2 | Укрэксимбанк | 0-800-504-450, 044-247-38-38 | 0-800-50-44-50 | КС | 35 сек. /1 мин.* | + | - | -/+ |
3 | Ощадбанк | 0-800-210-800, 044-363-01-33 | 0-800-210-800 | КС | 7 мин.50 сек./3 мин. | -/+ | -/+ | -/+ |
4 | Райффайзен банк Аваль | 0-800-500-500, 044-490-88-88 | 0-800-500-500, 521 (бесплатно для МТС) | КС | 1 мин. | + | + | + |
5 | Проминвестбанк | 0-800-215-161, 044-279-51-61 | 0-800-215-161 | КС | 54 сек. | + | + | + |
6 | Укрсоцбанк | 0-800-500-020, 044-205-45-55 | 332 (МТС – согласно тарифам оператора, Киевстар – соединение 0,27 грн., 1грн./1 мин. (с НДС), Life – 1,06 грн./1 мин. (с ПДВ). | КС | 3 мин.55 сек. | + | + | + |
7 | Дельта Банк | 0-800-500-600, 044-428-95-95 | 0-800-500-600 | КС | 2 мин.45 сек. | + | + | + |
8 | ВТБ Банк | 0-800-507-760, 044-590-46-93 | 0-800-500-600 | КС | 1 мин. 6 сек./30 сек. | -/+ | -/+ | -/+ |
9 | ПУМБ | 0-800-500-490 | 0-800-500-490 | КС | 48 сек. | + | + | + |
10 | Сбербанк России | 0-800-503-033, 044-354-15-15 | 0-800-503-033 | КС | 20 сек. | + | + | + |
11 | Альфа-Банк | 0-800-502-050, 044-590-37-37 | 3344 (Киевстар, МТС, Life;) согласно тарифам оператора) | Ежедневно с 9:00 до 22:00 | 2 мин.52 сек. | + | - | - |
12 | Банк «Надра» | 0-800-300-070 | 0-800-300-070 | КС | 3 мин.42 сек. | + | + | + |
13 | УкрСиббанк | 0-800-505-800, 044-590-06-90 | 0-800-505-800 | ПН-ПТ с 09:00 до 18:00 | 1 мин. | + | + | + |
14 | Финансы и Кредит | 0-800-302-000 | 0-800-302-000 | КС | 50 сек. | + | + | + |
15 | Укргазбанк | 0-800-309-000, 044 590-49-99, 044 494-46-50 | 358 (звонки платные в пределах тарифов операторов) | КС | 1 мин.22 сек. | + | + | + |
16 | ОТП Банк | 0-800-300-050, 04 4-90-05-00 | 0-800-300-050 | КС | 3 мин. | + | + | + |
17 | Брокбизнесбанк | 0-800-502-100, 044-206-2-206 | 0-800-502-100 | КС | 2 сек. | + | - | + |
18 | VAB Банк | 0-800-300-830, 044-496-33-96 | 370 | КС | 1 мин. | + | - | + |
19 | Креди Агриколь Банк | 0-800-305-555 | 0-800-305-555 | КС | 30 сек. | + | + | + |
20 | Финансовая инициатива | 0-800-606-060, 044-593-60-93 | 0-800-606-060 | КС | 12 сек. | + | + | + |
21 | Пивденный | 0-800-307-030, 0482-30-70-30 | 0-800-307-030 ( | КС | 1 мин.7 сек. | + | + | + |
22 | Имэксбанк | 0-800-505-553, 0482-39-29-39 | 0-800-505-553 ( | КС | 5 сек. | + | + | + |
23 | Форум Банк | 0-800-502-250, 044-206-63-03 | 0-800-502-250 , 248 (звонки платные) | КС | 54 сек. | + | + | + |
24 | Хрещатик | 0-800-500-212, 044- 490-25-00 | 0-800-500-212 | КС | 55 сек. | + | - | + |
25 | Кредит Днепр | 0-800-507-700 | 0-800-507-700 | КС | 2 мин. 35 сек./2 сек. | + | -/+ | + |
26 | Универсалбанк | 0-800-300-200 | 0-800-300-200 | КС | 3 мин. | + | + | + |
27 | Фидокомбанк | 0-800-501-000 | 0-800-501-000, 593 (звонки платные) | КС | 12 сек. | + | + | + |
28 | Банк Киевская Русь | 0-800-500-546 | 0-800-500-546 \ | ПН-ПТ с 9:00 до 18:00 | 2 сек. | + | + | + |
29 | БТА Банк | 0-800-304-545 | 0-800-304-545 | КС | 2 сек. | + | + | + |
30 | Правэкс-Банк | 0-800-500-450, 044-201-16-61 | 0-800-500-450 | ПН-ПТ с 09:00 до 18:00 | 1 мин. | + | + | + |
31 | Банк ¾ | (044) 364-98-00 | (044) 364-98-00 | ПН-ПТ с 09:00 до18:00 | 2 сек./2 сек. | -/+ | -/- | -/+ |
32 | Пивденкомбанк | 0-800-505-900 | 0-800-505-900 | ПН-ПТ с 09:00 до18:00 | 2 сек. | + | + | + |
33 | Златобанк | 0-800-301-140 | 0-800-301-140 | КС | 2 мин.15 сек. | + | - | + |
34 | Укринбанк | 0-800-501-422 | 0-800-501-422 | КС | 5 сек. | - | - | + |
*Соединение с оператором, включая прослушивание голосового меню/время соединения, когда оператор соединяет со специалистом по интересующему вопросу.
+ Консультация предоставлена.
- Консультация не предоставлена (попросили позвонить/посетить отделение, чтобы получить ответ на вопрос).
-/+ оператор переключил на специалиста, и он предоставил консультацию
-/- Оператор переключил на специалиста, но он не смог предоставить консультацию.
Внимание: звонки на номера 0-800 доступны только из Украины. Их стоимость – согласно тарифам конкретного мобильного оператора. Звонки на эти номера со стационарных телефонов бесплатные.