«Брат предложил мне купить у него автомобиль, так как он сам собирался покупать новый в салоне, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 15 августа 2013 года уже в продаже. Мне эта идея понравилась, и сначала я думал, что проще оформить дарственную, но потом оказалось, что заботы по снятию с учета и постановке снова на учет машины остаются, но ко всем расходам добавляется еще и пятипроцентный налог на доходы физлиц. Потому было решено переоформлять автомобиль, как это принято в Украине, через справку-счет в комиссионной конторе», – рассказал «Деньгам» киевлянин Валерий Гроденко. «Деньги» выяснили, какие способы используются для оформления сделок с подержанными автомобилями и во что обходятся такие процедуры.
Риски и издержки при разных схемах приобретения подержанного авто
Способ покупки |
Суть | Риски | Расходы покупателя, грн. |
Справка-счет | Переход права собственности на автомобиль – с помощью брокерской компании, которая выписывает справку-счет | Нет | 1,6–2,7 тыс. грн.* |
Договор купли-продажи | Переход права собственности – с помощью нотариуса, который удостоверяет договор купли-продажи | Нет | 2,2–3,2 тыс. грн.* |
Генеральная доверенность | Покупатель получает право распоряжения автомобилем через оформление доверенности у нотариуса, перехода права собственности нет | Высокие риски: отзыв доверенности, возврат автомобиля наследникам продавца | 250–500 грн. |
Дарственная | Переход права собственности на автомобиль через нотариально оформленный договор дарения | Нет | 500–1000 грн. (для близких родственников); 7,3–8 тыс. грн.** (для остальных) |
* Если это первая продажа автомобиля продавцом в году (ставка подоходного налога 0%).
** Для автомобиля стоимостью 120 тыс. грн.
Быстрая справка
Весьма распространенный и абсолютно законный способ покупки автомобиля с пробегом – это оформление справки-счета. Пройти процедуру можно в комиссионных (или брокерских) организациях, которые часто размещают свои офисы вблизи МРЭО. Найти контакты таких структур можно и заранее через Интернет. Цена справки-счета зависит от расположения компании: чем ближе контора к МРЭО, тем дороже. В среднем оплата за справку-счет составит 600–1500 грн. Обычно оформить сделку таким образом можно в течение 20–30 минут. Правда, для этого необходимо, чтобы предыдущий владелец (продавец) имел на руках все необходимые документы: заблаговременно снял автомобиль с учета в МРЭО и получил транзитные номера.
Часто процесс снятия машины с учета и составление справки-счета проводят в один день в присутствии обоих сторон сделки. Покупателю также выгодно находиться вместе с продавцом при осмотре машины экспертом-криминалистом МРЭО, который составит заключение о том, что автомобиль не находится в угоне и не числится в розыске. За оформление справки-счета обычно платит покупатель. А вот все платежи за снятие автомобиля с учета обычно несет продавец. В эти расходы входит: оплата транзитных номерных знаков, услуги ГАИ по регистрации автомобиля, печать акта эксперта-криминалиста, оплата заключения оценщика, а также комиссия банка за внесение указанных платежей. В среднем набегает сумма в размере 500–700 грн. Иногда продавец просит покупателя оплатить снятие с учета.
Другой вопрос – это оплата подоходного налога. Ведь если продавец не первый раз в году продает машину, то ему необходимо отдать в казну 5% оценочной стоимости автомобиля. Естественно, он может попытаться переложить затраты по этому налогу на покупателя. Как быть? В процессе переговоров (еще на этапе осмотра машины и торга) нужно оговорить условия оплаты подоходного налога. Иногда продавец и покупатель договариваются оплатить его «50 на 50». Выгоднее, конечно, если сделку продавец проводит первый раз за год – пункт Налогового кодекса 173.2 предусматривает в таком случае отсутствие налоговых платежей. Но это относится только к легковым автомобилям. В случае покупки грузовика или автобуса ставка налога составит 5% в любом случае.
Кстати, оценка автомобиля, которую обычно проводят компании, расположенные при МРЭО, может и не понадобиться, ведь если это первая продажа авто в году, за что налог не предусмотрен, то и оценку делать не обязательно.
Надежный договор
Самым надежным способом оформления в собственность автомобиля с пробегом юристы считают составление договора купли-продажи у нотариуса. «Самым безопасным с точки зрения оценки рисков является оформление договора у нотариуса: он при удостоверении сделки проверяет запреты на отчуждение. Расходы покупателя в этом случае наиболее значительны», – объясняет Татьяна Сильченко, юрист ЮФ «Felix». Как и в случае с оформлением справки-счета, нотариус будет удостоверять договор лишь при условии, что автомобиль снят с учета предыдущим владельцем. Также он потребует от продавца акт оценщика. И, конечно, перед походом к нотариусу продавцу стоит помнить, что сделка не состоится без таких документов, как нотариальное разрешение супруга (супруги) продавца на продажу машины, а также Свидетельства о регистрации брака. Договор купли-продажи автомобиля должен быть составлен в письменной форме и в обязательном порядке содержать следующие условия: дату заключения договора, предмет договора (подробное и точное описание автомобиля), техническое состояние автомобиля, сумму договора, способ и порядок оплаты, срок передачи автомобиля новому владельцу. «В договоре могут быть указаны и иные условия, о которых стороны договорились перед совершением сделки. Например, о передаче дополнительного оборудования вместе с автомобилем, о распределении расходов по переоформлению транспортного средства и других моментах. Такой договор составляется в трех экземплярах: по одному для каждой из сторон и один в регистрирующий орган», – говорит юрист АК «Сюткин и партнеры» Денис Голиборода.
Обычно нотариус составляет наряду с договором акт приема-передачи транспортного средства. Этот документ является подтверждением того, что машина действительно передана продавцом и покупателем получена. «В указанном документе должны быть очень подробно описаны характеристики автомобиля на момент его продажи. При покупке авто на авторынке или у частного лица лучше воспользоваться услугами механика, который сможет оценить реальное состояние авто. Если стороны договорились провести независимую экспертизу технического состояния автомобиля, то вывод такой экспертизы также должен быть приложен к каждому экземпляру договора», – отмечает г-н Голиборода. Расходы на оформление договора у нотариуса составят 800–1300 грн. Эту сумму обычно оплачивает покупатель. А вот за нотариальное согласие одного из супругов на продажу автомобиля обычно платит продавец, цена вопроса – 200–400 грн.
Многоликая доверенность
При оформлении продавцом на покупателя генеральной доверенности расходы на услуги нотариуса составят 250–500 грн. Впрочем, стоит помнить: по закону гендоверенность не ведет к продаже машины, то есть перехода права собственности не будет.
Доверенность на право управления и распоряжения транспортным средством может быть оформлена у любого нотариуса. Для этого необходимо присутствие доверителя (продавца) и представителя (покупателя). Документы: паспорта обоих лиц, технический паспорт на автомобиль, справки о присвоенном номере плательщика налогов. После оформления доверенности покупателю не нужно идти в МРЭО и ставить машину на учет, так как продавец ее с учета не снимает, по сути, автомобиль формально продолжает принадлежать продавцу. А это, увы, довольно рискованно для покупателя. «Этот способ приобретения авто – самый недорогой, но «скупой платит дважды». Поскольку не происходит перехода права собственности, существует риск отзыва доверенности, риск перехода права собственности к другому лицу в порядке наследования, кроме того, доверитель вполне может продать (подарить) автомобиль другому лицу, возможен арест машины за долги по кредиту доверителя», – объясняет Татьяна Сильченко.
Еще одним риском доверенности является невозможность участвовать в судебных разбирательствах, связанных с автомобилем: попав в ДТП, даже при наличии генеральной доверенности покупатель не может подать в суд на виновника аварии. Это может сделать лишь владелец автомобиля или же ему придется дополнительно выписывать доверенность на передачу своих прав покупателю на время судебных разбирательств. Юристы утверждают, что слабой стороной сделки «по доверенности» является также срок действия документа. Как правило, гендоверенность составляется на три года. «Если же срок действия в документе не указывается, то он назначается автоматически – один год со дня выдачи доверенности. По истечении сроков доверенность должна быть продлена самим владельцем автомобиля», – говорит Денис Голиборода. Отдельное внимание стоит уделить, рассматривая вариант покупки по доверенности, праву нового владельца выезжать на автомобиле за рубеж. В генеральной доверенности должно быть указано право представителя (покупателя) совершать такие поездки. Конечно, из-за высоких рисков сделки «по доверенности» совершаются не слишком часто. Однако для близких друзей или родственников такой вариант оформления покупки автомобиля является вполне приемлемым.
Драгоценный дар
Иногда переход права собственности на автомобиль реализуется через дарственную. Однако стоит помнить, что подоходный налог не платят в этом случае лишь родственники первой линии родства – например, если машина подарена сыну отцом или жене мужем. Если же сестра дарит автомобиль брату или дарственная оформляется на более дальних родственников, а то и вовсе на чужих людей, то получателем автомобиля в казну уплачивается налог в размере 5%. Например, при оценке автомобиля на уровне 90 тыс. грн. сумма налога к уплате составит 4,5 тыс. грн. «Согласно положениям ст. 167.2 и ст. 174 Налогового кодекса Украины (НКУ), одариваемый получает в результате указанной выше сделки доход в размере стоимости автомобиля согласно экспертной оценке и должен заплатить в бюджет налог с дохода физлиц в размере 5% этой суммы», – объясняет юрист ЮФ «Felix» Константин Криулин. Доходы, полученные как дар, отображаются в годовой декларации о доходах, которая подается до 1 апреля следующего за отчетным года в налоговый орган по месту жительства «получателя подарка». Перед оформлением дарственной собственник машины проходит в МРЭО процедуру снятия автомобиля с учета. А при заключении договора дарения автомобиля необходимо предоставить нотариусу паспорта и коды ИНН обоих сторон, техпаспорт с отметкой о снятии с учета, акт оценки стоимости машины, нотариально заверенное согласие супруга (супруги) на отчуждение, если автомобиль был приобретен во время брака, и свидетельство о браке. Также нотариус при оформлении договора дарения делает выписку из Государственного реестра об отсутствии запретов и ограничений на движимое имущество (проверяет автомобиль на отсутствие ареста по решению суда, запретов на его отчуждение). Стоимость услуг нотариуса на оформление дарственной – 500–1000 грн.
Процедура покупки подержанного автомобиля
Порядок действий | Суть действий | Расходы | Сколько времени занимает |
Шаг 1. Поиск авто и переговоры с продавцом | Поиск интересующего автомобиля, встреча с продавцом, осмотр автомобиля, изучение его характеристик, торг | | от 3–5 дней до 1–2 месяцев |
Шаг 2. Продавец снимает автомобиль с учета в МРЭО | В МРЭО «метят» техпаспорт продавца; если документ старого образца (бумажный, с ламинацией), то его разрезают и ставят отметку о снятии с учета, если нового образца (пластиковый), то отрезают уголок и выдают учетную карточку. В МРЭО происходит также осмотр автомобиля экспертом-криминалистом и выдача акта. Еще один акт, который получает продавец, – это оценка стоимости автомобиля. После продавец получает транзитные номера (на них можно ездить до 2 месяцев) | 500–700 грн. Кто платит: продавец | 1 день |
Шаг 3. А. Заключение сделки купли-продажи
ИЛИ СМ. шаг 3.Б | Покупка справки-счета в брокерской компании (работают на авторынках и неподалеку от МРЭО). Документы: от продавца –техпаспорт и учетная карточка, транзитные номера, паспорт и код ИНН, акт об оценке авто, письменное согласие второго супруга (если продавец состоит в браке) и оригинал Свидетельства о регистрации брака. От покупателя – паспорт и код ИНН | 600–1500 грн. Кто платит: покупатель | 30 минут |
Шаг 3. Б. Оформление справки-счета | Оформление договора купли-продажи у нотариуса. Документы: от продавца –техпаспорт и учетная карточка, транзитные номера, паспорт и код ИНН, акт об оценке авто, письменное согласие второго супруга (если продавец состоит в браке) и оригинал Свидетельства о регистрации брака. От покупателя – паспорт и ИНН | 800–1300 грн. Кто платит: покупатель | Срок: 1 час |
Шаг 4. Оплата | Передача покупателем суммы стоимости автомобиля, указанной в договоре или справке-счете, продавцу. Если сумма превышает 150 тыс. грн., то с 1.09.2013 оплата – только банковским переводом (комиссия – около 1%) | | Где: в офисе нотариуса или брокерской компании. Когда: после подписания договора или справки-счета |
Шаг 5. Постановка покупателем автомобиля на учет в МРЭО | Документы: заявление, договор или справка-счет, паспорт, код ИНН, старый техпаспорт и учетная карточка, квитанции об оплате услуг МРЭО (оплачиваются в отделении банка при МРЭО). Важно: сотрудник МРЭО осматривает авто, а также проверяет его по базам данных — если оно не в угоне или не в розыске (либо под арестом), новому владельцу выдают техпаспорт на его имя | 600–700 грн. | В течение 10 дней после покупки авто |
Шаг 6. Получение покупателем техпаспорта и номеров | Получение в МРЭО нового техпаспорта и постоянных номерных знаков | Официально – бесплатно | В течение нескольких часов после подачи документов (при наличии бланков), в течение 5–10 дней (если бланков в МРЭО не окажется либо будут очереди, иной форс-мажор) |