«У нас уникальная ГТС, которая способна обеспечить транзит до 140 млрд. куб м. Поэтому мы должны сохранить этот уникальный и стратегический для нас статус. Этот вопрос мы ставили и будем далее ставить перед ЕЭС. Мы помним, что в рамках ЕЭС, Энергохартии, которую мы ратифицировали, мы полностью выполняем все требования: приняты законы о разделении функций добычи, транспортировки энергоресурсов, доступа к нашей ГТС. Естественно, нас не устраивает позиция ЕЭС в части того, что возникает угроза непосредственно для нашего стратегического энергетического статуса. ЕЭС игнорирует наши требования в части «Южного потока», который является больше политическим проектом. Мы видим, что, не смотря на все заявления Украины, запускается «Южный поток». Это недопустимо, это демонстрация со стороны Европы двойных стандартов», – заявил «регионал» Анатолий Кинах.
«Украина оказалась в ситуации, когда у нас цена на российский газ самая высокая, вокруг нас строят обходные газопроводы, а ЕС не реагирует на все заявления и письма Украины», – соглашается его коллега по фракции депутат Владимир Олейник.
«Украина как член ЕЭС, в рамках Европейской энергетической хартии, должна ставить вопрос ребром. Ведь мы столкнулись с проблемами того же реверса, мы с этим столкнулись в Чехии, где газ дешевле, но реверс не обеспечивается. Для нас это непонятно, это неприемлемая ситуация, поэтому мы будем требовать от Европы прислушаться к нам. Козырем здесь являются наши уникальные подземные газовые хранилища. Европа нуждается в таком резерве, а ни один обходной газопровод этого обеспечить не может», – рассуждает парламентарий.
«Поэтому в этой ситуации мы должны будем делать все, чтобы защищать свои интересы. А сущность их простая – Украина будет вынуждена вести двусторонние переговоры с ТС. Это наше право... Это путь не простой. Мы найдем формулу с РФ, в том числе в рамках снижения цены на газ», – предостерег Олейник.
Напомним, что Виктор Янукович накануне последнего визита в РФ также подверг критике Европейское энергетическое сообщество и выразил сомнение по поводу эффективности членства Украины в этой организации.