Ни для кого не секрет, что в Украине средняя школа с трудом вписывается в новую рыночную реальность, существенно отставая от них по скорости трансформации. Отсюда непреодолимые противоречия современной системы образования. С одной стороны – хронический дефицит бюджетных средств и административная система управления, а с другой – необходимость решать большинство финансово-хозяйственных вопросов самостоятельно. В этих условиях главной фигурой становится директор, осуществляющий практический школьный менеджмент. Ведь в соответствии с концепцией менеджмента качества 98% успешности зависит от управления и только 2% – от исполнителей.
Самой яркой иллюстрацией этой аксиомы служит уникальное для Украины учебное заведение – Учебно-воспитательный комплекс «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета. Ее идейным вдохновителем и генеральным менеджером ее успехов вот уже 21 год является кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования Украины Артем Кияновский. Созданная им концепция эффективного управления сложным учебно-воспитательным комплексом стала интеллектуальным know how в сфере образования, которым он щедро делится с коллегами.
Продуманная стратегия развития
Это учебное заведение изначально создавалось как экспериментальная авторская школа с четкой стратегией развития. Прежде всего, ШГТ – единый учебно-образовательный комплекс, располагающийся сегодня в трех зданиях – начальная школа и дошкольные группы, гимназия и спальный корпус интерната, между которыми курсирует специальный школьный автобус. Такая конфигурация позволяет обеспечить непрерывность образования – ведь, начав учиться с трех с половиной лет в садике, дети продолжают уже в гимназии по единым программам и авторским методикам, а также – успешно решать вопросы эффективного обучения и досуга учеников в таком редком для Украины формате среднего учебного заведения, как школа полного дня, каковым является ШГТ. «Сегодня даже небольшими деньгами можно решить многие хозяйственные проблемы, – замечает Артем Кияновский. – Главное – не участвовать в сомнительных финансовых схемах с подрядчиками, а делать ставку на современные, безопасные и экономичные материалы и технологии. Например, мы были первыми в Херсоне, кто еще в 1994 году перешел на автономное газовое отопление всех корпусов, закупив современное экономичное оборудование. Школе нужна заботливая рука, а не огромные бюджеты». Невозможно поверить, что большинство зданий комплекса на момент передачи их школе представляли собой руины без света и воды. Сегодня в ШГТ мягкие диваны в коридорах, теплые светлые классы и по-домашнему уютные комнаты в интернате для одаренных сельских детей, сияющие чистотой туалеты, в которых есть жидкое мыло, бумажные полотенца, накладки на унитазы, и столовые с белыми скатертями, полным набором столовой посуды и картинами на стенах. Ибо здесь уверены – только создавав ребенку комфортную повседневную среду, можно воспитать личность, умеющую понимать красоту и ценить труд.
Эффективность функционирования
«Школа гуманитарного труда» не имеет аналогов на рынке образовательных услуг Украины. Ее уникальная концепция, заключенная в самом названии, позволяет успешно конкурировать не только со средними учебными заведениями Херсона, но и всей области. Секрет в том, что тут удалось изменить саму парадигму школы, осуществив переход, о котором писал Франц Рюдигер Ях: «Школа гражданского общества – гражданская школа – школа граждан». В центре этой модели помещен ученик, как самый ценный человеческий капитал любого общества. «С первого дня создания школы, мы хотели дать новое содержание образованию. Оно должно давать детям четкие жизненные ориентиры и формировать их систему ценностей, – подчеркивает директор ШГТ. – Мы готовим личность, которая сможет в жизненной конкурентной борьбе выстоять и добиться своего. Но не кулаками, а силой интеллекта. Именно в такое образование своих детей надо инвестировать деньги». Поэтому в учебной программе, помимо обязательных дисциплин, появились предметы, которые не встретишь в другихшколах Украины – основы философии, история религии, греко-римская мифология, история искусств, основы криминального права и процесса, художественный труд, театр и хореография.
Английский, немецкий, русский и украинский языки тут преподаются по программам спецшкол. Разработаны и новые учебные программы для детского сада, музейные уроки и уроки театра, встречи с интересными людьми. Это и есть жизнь школы, где каждый день воспитанник загружен познанием мира. Все эти дополнительные услуги и предметы, оплачиваются из специальных средств бюджета, который родители пополняют, внося оплату на счета казначейства. То есть родители выступают заказчиком, школа – исполнителем, а дивиденды всегда получает ребенок. «Школа должна заслужить авторитет учеников и родителей. Ведь учителя перестали удивлять детей своими знаниями, неожиданными поворотами в подаче знаний, добрыми и заботливыми поступками», – подчеркивает Артем Кияновский. В ШГТ, где педколлектив на 90% состоит из учителей-методистов и учителей высшей квалификации, а победители олимпиад есть по всем предметам, учителя – это наставники, искренне переживающие успехи и неудачи своих воспитанников. Они всегда готовы научить и помочь!
Внедрение современных технологий
Основным направлением развития школьного менеджмента ШГТ сегодня является адаптация учебно-воспитательного комплекса к происходящим в обществе изменениям через внедрение в практику обучения информационных технологий и создание единого информационного пространства. Первыми шагами в этом направлении стали школьный сайт (www.sgt.ks.ua) и радио. «Сегодня дети «живут» в сетях, – замечает Артем Кияновский. – А значит, нам надо решить проблему доступа к информации. Причем не только физического, но и интеллектуального (научить мыслить критически при отборе информации). Школа должна моделировать информационное пространство ученика». Все необходимые для этого инструменты предоставляет созданный здесь универсальный интерактивный комплекс, включающий в себя кабинеты информатики, интерактивный кабинет и электронный читальный зал. Интерактивный кабинет позволяет преподавателю не только использовать интернет-ресурсы в ходе проведения урока, проводить интерактивное тестирование, но и разрабатывать авторские уроки. Его ядром является интерактивная доска, объединяющая в себе интерактивный экран, маркерную доску и компьютер управления интерактивным кабинетом. Электронный читальный зал библиотеки, ставшей полноценным информационным центром, оснащен электронными книгами и компьютерами, дающими доступ ко всем образовательным ресурсам интернета, включая дистанционное обучение. Так на практике реализуется главный принцип этой уникальной школы, сформулированный ее директором: «Вся наша работа направлена на то, чтобы дети трудились. Трудились много, вдохновенно и получали радость от своего упорного интеллектуального труда!»
Наталья Кирьянова