Свое дело: открываем химчистку

Свое дело: открываем химчистку

«Этот бизнес противопоказан людям, которые все принимают близко к сердцу или крайне вспыльчивы. Химчистка – эта работа с людьми. Они все разные и приходят к вам с разным настроением. К этому нужно быть готовым», – предупреждает донецкий предприниматель Михаил Рогоза, который в конце 2004 года открыл по франшизе химчистку «Ун Моменто». По его словам, бизнес химчисток – очень технологичный. От возникновения идеи до фактического открытия собственного предприятия уходит около года. Нужно найти подходящее помещение и отремонтировать его. Подобрать и обучить персонал. Получить разрешительные документы от СЭС, пожарных и налоговой. Выбрать, заказать, получить и установить необходимое оборудование.

И на все это нужны немалые деньги. «Если говорить «по-взрослому», то для того, чтобы оказывать высококачественные услуги, например, только по химчистке текстиля, нужно вложить порядка 100 тыс. долл. Это минимум. Потому что, недовложив, вы не привлечете клиентов. А «хорошему» нет предела – у нас были проекты и на полмиллиона долларов», – подсчитывает собственник сети химчисток «КИМС» из Одессы Александр Коган.

Экономия вредна

В этом бизнесе нельзя ни на чем экономить. «Если сэкономишь на оборудовании – не сможешь технологически решить проблемы своих клиентов. Нельзя экономить на персонале – люди должны быть хорошо обучены и хотеть работать. Нельзя экономить на рекламе – в этом бизнесе большая конкуренция», – рассказывает Александр Коган.

Первое, на что нужно потратиться, – на аренду и серьезный ремонт помещения под будущую химчистку. Это может быть только нежилое помещение в отдельно стоящем здании, удаленность которого от жилых домов должна быть не менее 100 метров. И никаких продуктовых магазинов, кафе и ресторанов по соседству.

Оптимально разместить химчистку на первом этаже. Хотя для нее вполне подойдет и цокольное помещение или подвал – главное, чтобы высота потолков была от 3,3 метров. Желательно, чтобы помещение было не менее 150–250 кв.м – на меньшем не поместится все оборудование, необходимое для химчистки полного цикла. Общая площадь делится на четыре зоны: прием одежды от клиентов, производственный цех, складские помещения, бытовка для персонала с туалетом, душевой и раздевалкой. Но какое бы замечательное помещение ни было, избежать дополнительного ремонта не получится. «Цех обязательно должен быть оборудован мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Там в воздухе не должно оставаться никаких запахов химреактивов», – объясняет Михаил Рогоза. И добавляет: «Хороший ремонт – это еще безопасность и здоровье ваших сотрудников. Никому не нужно, чтобы у них была аллергия».

Отдельная тема – оборудование. От него напрямую зависит качество чистки одежды. Общепризнанными лидерами в области производства оборудования для химчисток является Италия и Германия. Полный комплект машин для чистки текстиля, кожи и меха производительностью 180 кг за смену стоит около 1,7 млн. грн.

Не менее ответственно нужно подходить и к выбору химреагентов для работы. «Технологии развиваются, и на рынке появляются новые и более усовершенствованные химреактивы. Кто пытается сэкономить – возьмет китайские или российские. Тот, кому важно, чтобы у клиентов не было претензий к качеству чистки одежды, – возьмет итальянскую химию», – рассказывает г-н Рогоза. Если реактивы будут низкого качества, то на каком бы современном оборудовании ни производилась чистка вещей, от них будет пахнуть химией. А это не только неприятно, а еще и опасно для здоровья клиентов – они могут страдать аллергией.

Абсолютно все реактивы для химчисток привозные: «Есть предприятия, которые специализируются на поставках химреактивов, – делится опытом донецкий бизнесмен. – Мы обычно покупаем их с запасом, вдруг возникнет перебой с поставкой, например машину задержат на таможне или еще что-то».

Чтобы быть ближе к клиенту, можно открыть небольшие пункты приема одежды в разных спальных районах города. Для них нужны небольшие помещения от 20 кв.м., где будут посменно работать два администратора и принимать у людей одежду, передавать в цех, а потом возвращать заказы. Месячная аренда такого помещения в столице обойдется не дороже 2–3 тыс. грн., еще до 6 тыс. грн. в месяц уйдет на зарплату сотрудникам (плюс начисления и налоги). Чтобы окупить расходы на содержание такого пункта приема, достаточно принять в месяц на чистку около 35 дубленок или шуб. Каждый дополнительный пункт приема одежды способен увеличить суточную загрузку цеха химчистки минимум на 10%. Если его мощности будут работать хотя бы на 50%, инвестиции в химчистку окупятся за год-полтора.

Кадры чистят все

Дефицитными в этом бизнесе являются квалифицированные кадры. Готовых профессиональных чистильщиков сегодня найти практически невозможно. «Очень специфическое дело. Технология каждой химчистки отличается. Вроде все делают одно и то же, но у всех – разные машины, разная химия», – констатирует Михаил Рогоза. По его мнению, легче взять человека «с нуля» и научить его мастерству чистки, чем перекупать спецов у конкурентов. Правда, на учебу потребуется время – минимум 3–4 месяца стажировки, а потом долгое и скрупулезное приобретение опыта на практике. «В принципе, человек в нашей сфере учится всю жизнь, в том числе посещает семинары по изучению новых технологий. Ведь мода постоянно меняется. Одежда шьется из новых материалов, которые требует специфического ухода. То есть сегодня уже не может работать человек, который научился чистить ткани еще при Советском Союзе и после этого уже не учился», – объясняет бизнесмен.

Учиться технологам химчисток приходится много и часто. «Процесс обучения, повышения квалификации наших сотрудников не прекращается: раз в два месяца обязательно проводятся тренинги с персоналом на предмет общения с клиентами, сервиса и, конечно же, инноваций в технологиях чистки», – раскрывает секрет успеха своей сети генеральный директор «Ун Моменто» Светлана Юлдашева.

Хорошая ниша

«Сегодня самое время открывать новые химчистки, потому что во всех городах Украины есть дефицит качественных услуг», – уверен Александр Коган, который за последние несколько лет создал ряд успешных франчайзинговых проектов в Киеве, Днепропетровске и Черкассах. В то же время суперприбылей и моментального возврата инвестиций ожидать в этой сфере не стоит. Об этом говорят все крупнейшие игроки рынка, которым удается успешно развивать сети химчисток по всей стране. «Срок окупаемости первоначальных вложений – от 3 до 5 лет. Уровень рентабельности нашего бизнеса – 20–25%», – констатирует Светлана Юлдашева.

Рекламировать себя химчисткам нужно активно-яркими светящимися вывесками на самих приемных пунктах, наружной рекламой, в Интернете.

Каким может быть бизнес-план химчистки*?

Статья расходов

Сумма, тыс. грн.

РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн.

 

Оборудование (производитель – Италия):

 

  • машина химической чистки (1 шт.)

320

  • кабина для пятновыводки (1 шт.)

55

  • пароманекен универсальный (1 шт.)

60

  • пароманекен для глажения верхней одежды (1 шт.)

35

  • брючный пароманекен (1 шт.)

55

  • гладильный стол (1 шт.)

90

  • воротниково-манжетный пресс для рубашек (1шт.)

80

  • стирально-отжимная машина (3 шт.)

120

  • сушильный барабан (3 шт.)

90

  • упаковочная машина (1 шт.)

10

  • красильная кабина (1 шт.)

70

  • шлифовальная машина (1 шт.)

25

  • специальный гладильный пресс для обработки изделий из кожи (1 шт.)

105

  • сушильно-откатной барабан для кожи (1 шт.)

108

  • полировальная машина для меховых изделий (1 шт.)

187

Оборудования для приема заказов:

 

  • для call-center (телефонный шлюз, столы и стулья, ПО)

8

  • мобильная связь с курьерами

1

Другие траты:

400

  • ремонт помещения

8

  • производство сайта

8

  • покупка и брендирование двух авто

300

  • фирменная одежда для персонала (15 чел.)

4,5

  • получение разрешительной документации (разрешение СЭС, пожарной инспекции, торговый патент)

12

ИТОГО стартовых затрат

2143,5

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ

Зарплата

  • 2 технолога

10

  • 2 приемщика-кассира

8

  • 8 чел. техничного персонала

24

  • 2 водителя

8

  • 1 бухгалтер

6

Расходные материалы:

  • моющие средства

 80

  • электричество

 20

Обязательные платежи:

  • аренда помещения (250 кв.м)

 18

  • реклама: Интернет, наружная и печатная реклама и т. д.

 15

  • транспортные расходы (бензин 10 л в день + ТО + мойка машин + оплата парковки и т. д.)

 7

  • оплата телефонной связи

1

  • оплата Интернета

0,5

  • продвижение сайта в Сети

5

ИТОГО В МЕСЯЦ

202,5

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

4573,5

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО**

414**

ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД

4968

* Расчеты журнала «Деньги», загрузку можно повысить за счет использования отдельно расположенных приемных пунктов.

** Из расчета, что химчистка загружена на 30% своей мощности.

По материалам Деньги



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK