«Ему приходится верить на слово, и работает он без чеков, но свое авто я доверяю только своему гаражному мастеру», – заявляет Сергей Лесничий, владелец Ford. По его словам, официальное СТО от дилера он посещал, пока была гарантия на автомобиль, а потом сразу сменил место техобслуживания. Основная причина – желание сэкономить. Нового мастера Сергей выбирал по рекомендации друзей-автолюбителей. Быстро найти «свой гараж» получается не у всех. «Прежде чем найти своего нынешнего мастера, я поменяла три частных станции. Одни заменили глушитель, а он через пару дней опять отвалился. Другие три дня меняли тормозной тросик. Третьи были пьяными, когда я приехала забирать машину после ремонта в конце рабочего дня», – жалуется киевлянка Галина Осока. Она считает, что изначально неправильно подошла к вопросу поиска станции: было ошибкой заезжать ремонтироваться на ближайшие к дому гаражи. Намаявшись с непрофессионалами, она доверилась опыту других автолюбителей – детально изучила отзывы на специализированных форумах. В итоге Галине удалось найти приемлемый вариант, и уже шесть лет ее авто обслуживается у одного и того же мастера.
Ремонтный профиль
Неофициальными СТО принято называть мастерские по обслуживанию и ремонту машин разных марок, которые не имеют агентских контрактов с их заводами-изготовителями. Нет у них и партнерских отношений с официальными дилерами, которые предпочитают создавать и продвигать собственные СТО. Частники объясняют свое желание работать автономно исключительно финансовыми интересами. «Потому что прибыль идет не только от продажи автомобилей, но и от оказания услуг СТО и реализации запасных частей для ремонтируемых автомобилей», – объясняет директор СТО «Царапин.Нет» Евгений Литвин.
Сами автодилеры говорят, что, продвигая фирменные СТО, они заботятся о качестве обслуживания автомобилей, которыми торгуют. «Мы настоятельно рекомендуем обслуживать автомобили Citroёn исключительно на официальных СТО марки. Все фирменные станции прошли авторизацию завода-производителя, а значит, отличаются наивысшей квалификацией в обслуживании и ремонте автомобилей Citroёn», – говорит директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. И он, конечно, прав.
«Неофициалов» условно можно разделить на «сетевиков» и «одиночек». Первые по перечню предоставляемых услуг и их качеству мало чем отличаются от «официалов». Они активно себя рекламируют, и время от времени объявляют акции и скидки. Но главное – у них большие, современные мастерские, с новым оборудованием. Перечень их услуг так же широк, как и на фирменных станциях: от замены масла до капитального ремонта двигателя, рихтовки и покраски. А еще они стараются регулярно обучать своих «кулибиных». Деятельность таких СТО – абсолютно легальная, а поэтому ими активно пользуются те владельцы застрахованных авто, которым страховщики перечисляют возмещения по страховым случаям.
Частные СТО еще козыряют своей открытостью: «На официальных СТО вам не разрешат подойти к своей машине, которая стоит на подъемнике. Кто его знает, что они с ней там делают, – говорит автолюбитель Сергей Лесничий. А в гаражной мастерской я могу даже присутствовать при ремонте своей машины. Я вижу все, как и что делает мастер».
Другое дело – мини-СТО, которые чаще всего базируются в гаражных кооперативах, на территории автомоек или заводов. Обычно это «неофициалы» в самом что ни на есть прямом смысле слова: как предприниматели не числятся, чеков своим клиентам не выписывают, а из гарантий – только честное слово. «Тот мастер, у которого я обслуживаюсь, чеков не выписывает. Он мне составляет список работ, которые нужно выполнить, с уточнением цены, а после ремонта мы с ним сверяемся, все ли сделано», – рассказывает автолюбитель Владимир Куренец. Гаражные СТО специализируются на каком-то определенном виде работ и берутся обслуживать машины только одной-двух марок. Денег на рекламу «гаражники» не тратят, и найти их можно исключительно по «сарафанному радио».
В чем плюс?
«Частники» не подойдут тем автолюбителям, которые не готовы самостоятельно закупать запчасти, масла и жидкости для ремонта своего «коня», ведь обычно у «неофициалов» нет собственных складов оригинальных деталей. Однако мастера всегда посоветуют, где можно купить все необходимое: не только «дешевые» магазины, но и «разборки».
У клиентов фирменных СТО забот с выбором нет: им предоставляют только оригинальные детали, разумеется, это обходится дороже. Неоспоримый плюс официальных СТО – бесплатный ремонт по гарантии. И, конечно, квалификация персонала. «У «неофициалов» далеко не все мастера – «кулибины», и справиться со сложными ремонтами на новых моделях без поддержки завода они не способны. А наш технический персонал постоянно обучается. Также у нас постоянно обновляется техническая документация – в среднем раз в месяц. А еще мы имеем доступ к базе данных наиболее часто встречающихся поломок», – рассказывает директор по качеству Renault в Украине Александр Голота.
Гарантии качества
«Обманывают везде: и на официальных СТО, и в гаражах. Чаще всего ставят перебранные и восстановленные б/у детали. Выявить подделку практически невозможно. Нужно только стоять над мастером во время ремонта и смотреть, что он ставит в машину», – откровенничает мастер одной из столичных частных автомастерских. Такие «подделки» удается выявить, только если они ломаются раньше срока. На фирменных СТО, где на замененные запчасти дают гарантию бесперебойной работы на 12 месяцев, их заменяют бесплатно. Главное, чтобы у автолюбителя сохранился оплаченный чек.
У гаражных мастеров гарантии маловероятны: «У меня ремень генератора растянулся и начал сильно свистеть. Заехала в гараж – мастер сказал, что надо менять на новый. Я купила, заменили. Через две недели машина опять начала «свистеть». Поехала к другому мастеру. Оказалось, что ремень мне не заменили на новый, а просто подтянули старый. А тот, что я купила, по всей видимости, остался мастеру, – рассказывает Ольга Рясницова. – Доказать свою правоту не удалось, хотя и чек на руках был. А проводить экспертизы и доказывать свою правоту в суде не захотела». От таких случаев никто не застрахован, ведь проверить квалификацию или честность персонала той или иной станции техобслуживания обычному владельцу автомобиля не под силу. «Единственный способ – это изучить отзывы бывших клиентов в Интернете на различных форумах. Благодаря этим форумам и можно сделать свой выбор СТО», – резюмирует Александр Голота.
Татьяна Торгонская
У меня новая машина, и она прошла только свое первое ТО на дилерской станции. Сейчас я задумываюсь о том, чтобы подобрать себе «гаражного» мастера. Причин для этого несколько. Первая – стоимость обслуживания. Она просто космическая. Вторая – форма работы. Мне, например, хочется видеть и знать, какое обслуживание получает моя машина на техстанции. На официальном СТО у меня забирают машину в мастерскую и через 3–4 часа отдают с чеками. А заменяли ли они детали действительно на новые, можно судить только по их словам.
Павел Ткачев
Критерии выбора станции следующие: заходя в гараж (мастерскую), обратите внимание на относительный порядок и на наличие алкоголя. Как показывает практика, человек, который любит порядок или старается его поддерживать, будет так же вести себя с авто. Также при первом ремонте у нового мастера всегда будьте рядом. Это нужно для того, чтобы понять, насколько хорош мастер. Квалификация чувствуется после первых движений человека: знающий человек всегда все делает аккуратно, не спеша и уверенно.
Анастасия Теплова
Прежде чем ехать на СТО, как «официальное», так и «гаражное», желательно хоть немножко разобраться в предполагаемой проблеме. О ней всегда можно найти информацию в Интернете, спросить у знакомых автомобилистов или позвонить на горячую линию СТО. Нужно понимать, какие существуют варианты устранения проблемы и сколько это может стоить. Таким образом, приезжая к «гаражникам», вы уже будете во всеоружии, и они не смогут «впарить» лишние работы или дополнительные материалы, поскольку у вас уже будет понимание, как «лечить» автомобиль.
Сколько стоит техническое обслуживание в разных СТО? *
Название работ | Дилерское СТО, грн. | Гаражное СТО, грн. |
Замена свечей зажигания | 138 | 40 |
Замена масла двигателя | 200 | 50 |
Замена тормозной жидкости | 150 | 50 |
Замена масленых фильтров | 70 | 30 |
Замена воздушных фильтров | 56 | 20 |
Замена ремня генератора | 200 | 35 |
Замена передних тормозных колодок | 120 | 50 |
Замена двух амортизаторов | 350 | 70 |
Замена лобового стекла | 950 | 200 |
Замена ламп света | 40 | 15 |
* На примере популярного авто С-класса. Ориентировочно, может отличаться в зависимости от региона и конкретного СТО.