В разговорах о курсе гривны нет ничего необычного. Каждый из тех, кто делает прогноз относительно будущего курса, преследует свою цель – личную или корпоративную. Странно другое – что про девальвацию гривны все чаще говорят близкие к власти люди. Заместитель Администрации Президента Ирина Акимова упорно уверяет, что Украине нужен «более гибкий валютный курс» – или, если говорить простыми словами, чтобы он прыгал в разные стороны. А министр экономики Петр Порошенко недавно вообще предложил «привязать» гривну к корзине валют, включив туда такие известные своим «легким поведением» денежные единицы, как российский рубль и польский злотый.
Не раз с предупреждениями о возможной девальвации выступали и другие чиновники и правительственные эксперты. Например, сейчас всерьез обсуждается «отвязка» гривны от доллара и введение валютного коридора, в рамках которого курс национальной валюты будет колебаться самым непредсказуемым образом.
Получается какая-то несуразица – во власти есть силы, которые сознательно «топят» гривну. Впрочем, если разобраться глубже, в этом нет ничего удивительного.
Евро при смерти?
Посмотрим, что на самом деле происходит с мировыми валютами. Как известно, европейский валютный союз трещит по швам. Из него вот-вот выгонят Грецию, которой придется обзаводиться собственной валютой, и, скорее всего, ею будет драхма, ходившая в Греции до ее вступления в еврозону десятилетие назад. Для греков это еще не самый плохой выход: страна, чей долг на начало этого года составлял совершенно неприличные 356 млрд. евро, или 165% ВВП, наконец получит шанс объявить о своем банкротстве и начать все с чистого листа, что никак не получалось сделать в течение предыдущих трех лет.
Но то, что является приемлемым вариантом для Греции, плохо для евро: греческие долги сильно потеряют в цене с соответствующими многомиллиардными убытками для инвесторов.
И ладно бы только Греция: долги на десятки и сотни миллиардов евро и у Испании, и у Италии, и у Португалии.
Если же, воспользовавшись греческим примером, начнут откалываться от еврозоны и эти страны, мало что останется и от самого евро. Европейские политики, конечно, официально говорят, что никакого коллапса евро не будет, но ворочающие миллиардами и триллионами инвесторы им не верят и постепенно избавляются от европейской валюты: с пиковых значений в конце февраля евро к настоящему времени подешевел на 10% по отношению к доллару – до 1,25 евро за доллар. Последний раз на таких уровнях евро торговался в июне 2010 года, а до того – аж в 2006 году.
Ситуация с каждым днём все сложнее: например, по оценкам итальянского правительства и независимых экспертов, спад ВВП в этой стране в 2012 году составит 2–2,4%, и в Италии также начались разговоры о выходе страны из зоны евро, чтобы стимулировать рост и решить проблему с долгами. Других способов практически нет: итальянские долги составляют колоссальные 1,9 трлн евро, или 120% ВВП, и выход такого государства из еврозоны несомненно подкосит европейскую валюту. Но даже если этого и не случится, перспективы Италии все хуже: в начале июля Moody’s снизило кредитный рейтинг гособлигаций этой страны на две ступени – до Baa2 с негативным прогнозом.
Немудрено, что инвесторы по всему миру избавляются от активов, номинированных в евро, – перспективы дальнейшего существования этой валюты с каждым днем становятся все призрачнее. Пока девальвация евро происходит плавно, но одно неосторожное движение – и евро может просесть очень глубоко.
Европейский центробанк (ЕЦБ), главный валютный регулятор Евросоюза, это понимает и предлагает свой выход – запуск очередного этапа программы «количественного смягчения». По сути, ЕЦБ будет, по образному выражению главы американской ФРС Бена Бернанке, «разбрасывать деньги с вертолетов», как уже делали Европа и США несколько лет назад на пике кризиса, – то есть печатать новые евро и выкупать безнадежные долги. Это вполне может помочь Европе выбраться из кризиса, но точно не поможет людям, владеющим наличными евро, – их накопления обесценятся. С таким подходом мы уже к концу года можем увидеть, как европейская валюта сравняется в цене с американской, что в последний раз было в 2000 году.
Доллар в роли жертвы?
Но и с самим долларом все не так просто. Американская валюта неплохо смотрится лишь на фоне евро. С весны доллар стабильно дешевеет по отношению к китайскому юаню, швейцарскому франку, индийской рупии – по отношению к последней он обесценился с начала марта на целых 13%. И это неудивительно: экономика США снова начинает замедляться: на днях американские власти в очередной раз снизили прогноз роста ВВП.
«США постепенно теряет внешние рынки, сокращается их доля в мировом производстве. В совокупных резервах центральных банков доля доллара также сокращается. Эта тенденция становится еще более угрожающей при сравнении долларовой массы в США и за пределами страны. Если первые обеспечены товарной массой в самих США, то доллары за пределами страны – ничем», – напоминает доцент Киевского национального экономического университета Надежда Цыганова.
«Конечно, американская экономика – одна из самых масштабных в мире, однако американцы периодически демонстрируют желание перекладывать свои проблемы на плечи других. Это и девальвация доллара в 1971 и 1972 годах, и попытки преодолеть текущий финансовый кризис, во время которого ФРС США систематически девальвирует свою валюту с целью поддержки экспортеров. Поэтому в будущем сторонников этой валюты может ждать ряд неприятных сюрпризов», – предрекает Надежда Цыганова.
В начале ноября президенту Обаме нужно переизбираться на новый срок, что практически невозможно, если не показать хоть какой-нибудь, но яркий экономический трюк. А выход, по сути, один – вновь, как и три года назад, включить печатный станок. И американские СМИ сейчас просто гадают, когда именно это будет сделано.
С приближением даты президентских выборов в США начинается активное обсуждение уровня, до которого упадет доллар. При этом отсутствие четких и понятных ответов на накопившиеся у экономистов мира вопросы может привести к массовому «сливу» доллара и серьезному падению его курса.
«Будут продавать так, что пятки засверкают», – полагает управляющий партнер Capital Times, доктор экономических наук Эрик Найман, прогнозируя поведение владельцев иностранной валюты осенью 2012 года. Падению доллара будет способствовать и рекордный дефицит бюджета США на следующий год: согласно проекту, внесенному Бараком Обамой в Конгресс в феврале этого года, он составляет астрономические 0,9 триллиона долларов при уже существующем гигантском долге в 15 триллионов.
Судьба гривны
Перспективы двух основных валют далеко не радужны, если не сказать жестче. А что же гривна? Здесь все не так просто.
Показатели экономики у нас весьма неплохи: по уточненным прогнозам, ВВП Украины в 2012 году вырастет на 4,5% – почти в 2,5 раза больше, чем в «благополучной» Америке, а инфляция уже сейчас одна из самых низких в мире. Украинский внешний долг по сравнению с европейскими странами невелик – лишь 35,9% ВВП в начале года, а к концу, по расчетам МВФ, он должен сократиться до 34,7% ВВП. Золотовалютные резервы сейчас составляют 30 млрд. долл., чего вполне достаточно для того, чтобы погасить любую паническую волну, а с августа начался экспорт нынешнего урожая зерновых. В 2012/2013 сельскохозяйственном году Украина, по прогнозу Министерства аграрной политики и продовольствия, вывезет 20 млн. т зерна. Кстати, всего за месяц на Чикагской товарной бирже фьючерс на пшеницу вырос на 25%, а на кукурузу – на все 30%. Все это принесет Украине дополнительные миллиарды долларов, которые будут обмениваться сельхозпредприятиями на гривну.
На фоне слабеющих доллара и евро это очевидно должно привести к росту национальной валюты. Кстати, многие украинцы это прекрасно понимают и продолжают активно нести свои сбережения в банки – на гривневые депозиты. С начала года объем депозитов физлиц вырос на 11,2%, причем большую часть составили вклады именно в национальной валюте.
Так откуда же берутся постоянные слухи о девальвации, да еще и в спокойные всегда летние месяцы? Очевидно, что их распространяют те, кому выгодно, чтобы народ побежал в обменки именно сейчас и скупил за последние сбережения подорожавший доллар. Когда же курс американской валюты просядет, «зеленый» выкупят у населения обратно, но уже по 7,9 гривен.
А вот в том, что курс обязательно пойдет в обратную сторону, эксперты не сомневаются. Ведь в этом заинтересованы не только Нацбанк или правительство, но и все крупные бизнес-структуры страны.
Суть аферы, которая разыгрывается на наших глазах, проста и гениальна. Все дело в цене на газ. Дешевого газа своей добычи в Украине очень мало. А цена на российский газ слишком высока. И единственный способ уменьшить ее для конечного потребителя – это укрепить гривну.
«На сегодня у Украины один путь, чтобы хотя бы частично компенсировать убытки по высокой цене за российский газ – низкая цена на доллар. Оптимальный вариант – это сделать курс доллара 6 грн. Тогда нам любые цены за российский газ не страшны.
Мало того, тогда бы наши предприятия могли бы на равных воевать на мировых рынках с российскими экспортерами. Те же затраты на производство металла и химии в Украине были бы очень низкими, даже по российским меркам. Но, конечно, курс 6 грн. никто делать не будет.
При таком курсе экономика Украины уже работать не сможет, а вот сделать нужный курс в районе 8 грн. – без проблем», – полагает экономический эксперт Александр Охрименко.
«Летом нет смысла существенно сдерживать курс доллара. Летом газа покупается мало, по сравнению с осенью и зимой, поэтому можно и не мешать курсу доллара «поиграть». При этом не стоит забывать, что на сегодня валютные свопы и разного рода валютные спекуляции дают возможность банкам неплохо зарабатывать на росте курса доллара. А деньги украинским банкам очень даже нужны. Сейчас на кредитах много не заработаешь, проблема «токсичных кредитов» давит на все крупные и не очень крупные банки. Поэтому разрешение поиграть со свопами – это фактически возможность банкам покрывать свои убытки по проблемным кредитам», – полагает он.
«Сложно сказать, до какого уровня допустят рост курса доллара к гривне до осени. Возможно, что на межбанке он превысит отметку в 8,12 грн., хотя есть прогнозы курса в 8,15 грн. Но уже с началом осени ситуация может измениться, и очень существенно», – предрекает экономист.
По его мнению, уже в сентябре количество желающих покупать валюту может снизиться. Мало того, и часть валютных спекулянтов может воспользоваться моментом и запустить процесс фиксации прибыли. Поэтому возврат курса доллара до уровня 8 грн., по его мнению, в преддверии выборов – это вполне логичное явление.
«Благо возможности для этого имеются, нужно только желание. А желание такое может появиться. Так как, во-первых, возврат курса к 8 гривнам, а лучше к 7,9 гривен, в преддверии выборов – очень сильный политический ход, а во-вторых, чем ниже курс доллара, тем дешевле газ на внутреннем рынке прежде всего для металлургов и химиков», – полагает эксперт.
Так что странное поведение высоких чиновников вполне объяснимо. Летом они дадут возможность банкирам заработать на росте курса доллара. Осенью и зимой свою долю «пирога» в виде подорожавшей гривны получат олигархи – химики и энергетики. А заплатит за это простой народ, свято верящий словам всевозможных зазывал и бегающий от обменки к обменке в надежде сохранить свои сбережения.
Как показал опыт кризиса 2008–2009 годов, лишь единицам удалось успешно «сыграть в рулетку» с банкирами и государством. Не потеряли тогда лишь те, кто не слушал ничьих советов, а банально лежал на диване, положив свои деньги на депозиты в надежные банки.
Это позволило им сохранить и деньги, и время, и нервы. Что, в общем, вполне логично, ведь глупо надеяться выиграть у тех, кто на ходу меняет правила игры и не гнушается при этом играть краплеными картами.
Татьяна Шмидт, специально для журнала «Деньги».